Найти тему
Маша Солнцева

7 лучших книг Владислава Крапивина

В детстве я зачитывалась произведениями Владислава Крапивина. Я росла одиноким ребёнком, погруженным в книги. Любые детские произведения (иногда и взрослые) глотала запоем, и, хотя в старых советских повестях для детей тогда, в девяностые, недостатка у библиотек не было, для меня всё равно все книги Владислава Петровича были особенными, каким-то очарованием ярко выделялись из всех. Героями его книг были дети – обычные ребята, и в большинстве из них описывалась повседневная жизнь этих ребят, приключения в школе и вне её, дружба, подчас трагические и драматические моменты в отношениях друг с другом и окружающим миром. Но что особенно в них меня тогда привлекало – это сосредоточенность на ярком внутреннем мире ребёнка, его переживаниях, его увлечениях и чувствах в дополнение к насыщенным внешним событиям.

Если бы меня тогда спросили:

– Ну что ты в них особенного находишь?

– Ну… просто это интересно.

Вот что бы я ответила совершенно искренне, и, наверное, до сих пор мне добавить к этому объяснению нечего.

Владислав Петрович Крапивин (1938 – 2020) – советский и российский писатель, любимый не одним поколением детей. Он прожил интересную и насыщенную жизнь, руководил детским морским отрядом. Его книги не раз были экранизированы, много переиздавались и переводились на разные языки.

Тут собраны на вкус автора этой статьи самые лучшие и запоминающиеся повести и романы Крапивина. Наверное, не будет преувеличением сказать, что мне они в детстве помогли "пережить девяностые"…

Мальчик со шпагой

Одиннадцатилетний Серёжа Каховский не выносит несправедливости и всегда вступает с нею в спор, даже если она предстает в лице тех, кто сильнее, в том числе взрослых. Он увлекается спортивным фехтованием, ходит в клуб "Эспада" (во многом напоминающий реальный отряд "Каравелла", созданный самим Крапивиным), и оттуда выносит понятия чести и благородства, напрямую связанные с правилами старинного спорта. Защищать свою честь и вступать в борьбу с несправедливостью герою и его друзьям придётся не раз, особенно когда над любимым клубом сгущаются тучи…

Этот роман, написанный в середине 70-х, стал знаковой вещью, как визитная карточка писателя, и, пожалуй, в первую очередь крапивинское творчество ассоциируется именно с ним. Здесь ещё сильны советские, гайдаровские мотивы (особенно во всадниках-красноармейцах, воображаемых друзьях главного героя в первой части – "Всадники на станции Роса"), образ силы и оружия как добра, в противоположность склонности более позднего Крапивина к пацифизму.

Сказки Севки Глущенко

Второклассник Севка Глущенко постоянно выдумывает весёлые добрые сказки, чтобы скрасить повседневную жизнь. А жизнь не так уж легка: это первый послевоенный год, Севка с мамой живут в коммунальной квартире, и у них не всегда хватает еды. К тому же неразрешимый конфликт с учительницей в школе и разлука с другом приносят Севке первое горькое понимание: не всегда всё на свете хорошо и справедливо. Но он продолжает выдумывать сказки – и по-прежнему верит, что однажды вернётся домой погибший на войне папа…

Мушкетёр и фея, и другие истории из жизни Джонни Воробьёва

Цикл рассказов о приключениях неутомимого выдумщика Женьки Воробьёва по прозвищу Джонни. Пожалуй, самое веселое и наименее драматичное из реалистических произведений Крапивина, привлекающее обаянием главного героя и атмосферой счастливого детства в советское время. Но и здесь находится место для серьёзных переживаний, вопросов первой любви и настоящей дружбы. А также первых представлений о рыцарстве и чести.

Журавлёнок и молнии

Пятиклассник Юра Журавин по прозвищу Журавлёнок – открытый, искренний мальчик. Он живёт словно с широко распахнутыми глазами – для него все люди хорошие, мир справедлив и жизнь полна интересных событий. Семья Юры переезжает на новое место, в наследство от дедушки он получает собрание редких старинных книг о морском деле, находит себе новых друзей. И всё в его жизни хорошо. Пока однажды не случается такое, что сталкивает его с изнанкой вещей…

Синий город на Садовой

Мальчик Федя и его друзья увлекаются киносъемкой. Вместе они решают организовать домашнюю киностудию и снять своими силами настоящий фильм о родном городе. Увлечённость своим делом, которое они делают почти без помощи взрослых, и дружба – постоянный лейтмотив этого романа-повести. А ещё, оказывается, ребят объединяет тайна. Им всем снится волшебный синий город, полный удивительных приключений и чудес, о которых только можно мечтать в детстве. Вместе они начинают сочинять сказки о Городе, рисовать его карты и придумывать по ним игры.

Эта повесть последнего года существования СССР, и в ней у Крапивина впервые появляются тревожные мотивы ненадежности, опасности окружающего мира, и ощущения развала прежней стабильности чётко проглядывает сквозь атмосферу детства и сказок, окружающих героев. За это Крапивина в те времена упрекали многие. "Зачем вы пишете чернуху?" – спрашивали его. Однако он лишь описывал эпоху глазами детей, и не его вина, что реальность была таковой. В повести "Синий город на Садовой" в детской жизни присутствует и рэкет, и "торговые отношения", и противостояние со взрослыми становится более "остро-социальным". Но тем яснее подчеркивается стремление Феди и его друзей оградить свой мир от внешних сил, сохранить веру в сказки – своими силами, если взрослые защитить мир детства не могут.

Бронзовый мальчик

Данька по прозвищу Кинтель – сирота. Он живет с дедушкой, потому что потерял маму в раннем детстве, а у отца новая семья. Девяностые годы, не всегда платят зарплату взрослым и не всегда можно полноценно пообедать, но крапивинские герои и в эти времена находят место для интересных увлечений и сказок. Как и в "Синем городе", здесь отражается постсоветская эпоха со всеми её характерными моментами. Данька с другом Саней ходят в морской клуб, организованный ветераном афганской войны. Параллельно к этому разворачивается таинственная полудетективная история, расследуемая героями, ведущая ниточкой в дореволюционное время… И продолжают подниматься вопросы достоинства, чести и благородства. А в эпизодах мелькнут пара выросших героев из "Мальчика со шпагой".

Тридцать три – нос утри

Пенсионер Винцент Аркадьевич Греев "на старости лет", невзирая на иронические комментарии приятелей и взрослой дочери, садится писать мемуары о своём детстве. Это повесть второй половины девяностых, когда жизнь понемногу вошла в стабильное русло. Начинается она с нехарактерного для прежнего Крапивина повествования от лица взрослого человека. Но почти сразу же вместе с воспоминаниями главного героя читатель окунается в мир Виньки Греева с его удачами, неприятностями и страхами, в дворовые приключения послевоенного детства, где есть место местному цирку, мальчишеским суевериям и проблеме Винькиного приятеля Ферапонта. Хотя в мемуарах о Виньке встречаются и трагические моменты, в первую очередь эти записки напоминают о тёплой и светлой атмосфере детства, на какую бы эпоху оно ни выпадало. А Винценту Аркадьевичу они помогают сблизиться с внучкой Зиночкой и её приятелем Вовкой.

Владислав Крапивин написан гораздо больше прекрасных произведений, чем приведено здесь автором статьи. Он по праву заслуживает звания одного из величайших детских писателей эпохи.