Вернувшись на такси из Бакуриани в Боржоми, мы сели в наш бусик и быстро двинули в сторону города Чиатура, знаменитого своими канатными дорогами и марганцевыми шахтами. С первыми канатками мы столкнулись еще в нескольких километрах до Чиатуры (по дороге со стороны города Сачхере), где расположен горно-обогатительный комбинат.
Добыча пиролюзита - минерала, содержащего марганец, - на Чиатурском месторождении, в свое время одном из крупнейших в мире, ведется еще с конца XIX века, а открыто оно было в 1846 году. Именно из-за рудников река Квирила, на которой находится город, совершенно непригодна для купания – ее воды окрашены в грязно-черный цвет:
И вот перед нами комбинат, и как можно видеть, действующая канатка:
Вагончик крупнее:
Вот это да! А выше нее еще одна, ведущая с одной скалы на другую:
По канаткам здесь ездят не только пассажирские гондолы, но и вагончики с рудой:
Подходим к нижней станции канатки, морально готовясь к тому, что нас прогонят:
Судя по недавно положенной плитке, здесь все-таки дождались ремонта – значит, того глядишь, и гондолы заменят на более современные:
Но пока что это всё те же олдовые железные пепелацы с зарешеченными окошками-иллюминаторами:
Вид на завод:
Наверху можно разглядеть верхнюю станцию со вторым вагончиком:
Вход оказался мало того что свободный, так еще и бесплатный. Возможно, дело в том, что эта канатка не только для рабочих – на скале над заводом расположен квартал поселка Akhali Itkhvisi (Новое Итхвиси).
И вот мы наверху. Непонятно, где страшнее – в древней гондоле без страховочных тормозов или на краю вот этих ступенек:
Осматриваемся. На другом берегу Квирилы видны дома села Цофа, пригорода Чиатуры. А на скале слева – край того самого Нового Итхвиси:
С другой стороны, правее – ущелье со следами промышленной разработки:
Тем временем вагончик уходит обратно вниз:
Верхняя станция канатки – сюда ремонт еще не дошел:
Буквально в сотне метров от нее находится нижняя станция следующей канатки – на соседнюю гору, к шахтам. Здесь о ремонте и говорить не приходится:
Механизмы и комнатушка диспетчера:
Гондолы здесь такие же. Кстати, при отправке диспетчер запирает дверь снаружи – поэтому безумная попытка нашего водителя Сергея открыть дверь над пропастью оказалась неудачной. Надо было сразу залезать на крышу )
Напротив виден один из входов в шахты – оттуда и выходят вагонетки, едущие до завода по канатке:
Здесь один из иллюминаторов оказался без решетки – можно высунуть голову )
Необычное место для спального района – но других мест здесь нет, из-за такого рельефа и пришлось гемороиться с канатками:
Разумеется, к шахтам можно попасть и по обычной дороге – по ней также возят руду на самосвалах (потом она уходит в Зестафони, на завод ферросплавов):
Где дорога проходит под промышленной канаткой, на ней сооружены некие подобия навесов – вероятно, иногда из вагончиков что-то падает:
Ну вот и досюда добрались – вид в обратную сторону:
Нас догоняют товарищи (гондола берет максимум четверых):
Вид на ущелье Квирилы:
За полузаброшенным зданием рудоуправления находится карьер, здесь повсюду валяются отходы переработки марганца – маленькие зеленые камушки.
Вход в шахту расположен прямо рядом со станцией канатки. Еще несколько лет назад, судя по фотоотчетам, доступ сюда был свободным. Но теперь всё огородили и завели охрану:
Так что осталось только попускать слюни на шахтный электровоз и вагонетки через забор…