Найти в Дзене
ГОРИЗОНТЫ

Поднялись по старым канатным дорогам к марганцевым шахтам под Чиатурой

Вернувшись на такси из Бакуриани в Боржоми, мы сели в наш бусик и быстро двинули в сторону города Чиатура, знаменитого своими канатными дорогами и марганцевыми шахтами. С первыми канатками мы столкнулись еще в нескольких километрах до Чиатуры (по дороге со стороны города Сачхере), где расположен горно-обогатительный комбинат.

Добыча пиролюзита - минерала, содержащего марганец, - на Чиатурском месторождении, в свое время одном из крупнейших в мире, ведется еще с конца XIX века, а открыто оно было в 1846 году. Именно из-за рудников река Квирила, на которой находится город, совершенно непригодна для купания – ее воды окрашены в грязно-черный цвет:

-2

И вот перед нами комбинат, и как можно видеть, действующая канатка:

-3

Вагончик крупнее:

-4

Вот это да! А выше нее еще одна, ведущая с одной скалы на другую:

-5

По канаткам здесь ездят не только пассажирские гондолы, но и вагончики с рудой:

-6

Подходим к нижней станции канатки, морально готовясь к тому, что нас прогонят:

-7

Судя по недавно положенной плитке, здесь все-таки дождались ремонта – значит, того глядишь, и гондолы заменят на более современные:

-8

Но пока что это всё те же олдовые железные пепелацы с зарешеченными окошками-иллюминаторами:

-9

Вид на завод:

-10

Наверху можно разглядеть верхнюю станцию со вторым вагончиком:

-11

Вход оказался мало того что свободный, так еще и бесплатный. Возможно, дело в том, что эта канатка не только для рабочих – на скале над заводом расположен квартал поселка Akhali Itkhvisi (Новое Итхвиси).

-12

И вот мы наверху. Непонятно, где страшнее – в древней гондоле без страховочных тормозов или на краю вот этих ступенек:

-13

Осматриваемся. На другом берегу Квирилы видны дома села Цофа, пригорода Чиатуры. А на скале слева – край того самого Нового Итхвиси:

-14

С другой стороны, правее – ущелье со следами промышленной разработки:

-15

Тем временем вагончик уходит обратно вниз:

-16

Верхняя станция канатки – сюда ремонт еще не дошел:

-17

Буквально в сотне метров от нее находится нижняя станция следующей канатки – на соседнюю гору, к шахтам. Здесь о ремонте и говорить не приходится:

-18

Механизмы и комнатушка диспетчера:

-19

Гондолы здесь такие же. Кстати, при отправке диспетчер запирает дверь снаружи – поэтому безумная попытка нашего водителя Сергея открыть дверь над пропастью оказалась неудачной. Надо было сразу залезать на крышу )

-20

Напротив виден один из входов в шахты – оттуда и выходят вагонетки, едущие до завода по канатке:

-21

Здесь один из иллюминаторов оказался без решетки – можно высунуть голову )

-22

Необычное место для спального района – но других мест здесь нет, из-за такого рельефа и пришлось гемороиться с канатками:

-23

Разумеется, к шахтам можно попасть и по обычной дороге – по ней также возят руду на самосвалах (потом она уходит в Зестафони, на завод ферросплавов):

-24

Где дорога проходит под промышленной канаткой, на ней сооружены некие подобия навесов – вероятно, иногда из вагончиков что-то падает:

-25

Ну вот и досюда добрались – вид в обратную сторону:

-26

Нас догоняют товарищи (гондола берет максимум четверых):

-27

Вид на ущелье Квирилы:

-28

За полузаброшенным зданием рудоуправления находится карьер, здесь повсюду валяются отходы переработки марганца – маленькие зеленые камушки.

-29

Вход в шахту расположен прямо рядом со станцией канатки. Еще несколько лет назад, судя по фотоотчетам, доступ сюда был свободным. Но теперь всё огородили и завели охрану:

-30

Так что осталось только попускать слюни на шахтный электровоз и вагонетки через забор…

-31