Найти в Дзене
Владимир Овчинников

Действительно ли в штабе 33-й Армии был немецкий шпион?

23 марта на телеканале «Звезда» вышла очередная передача о подвиге и героической гибели в окружении генерал-лейтенанта Михаила Григорьевича Ефремова и его группировки войск. Несколько лет назад передача на эту же тему уже выходила, причём на том же телеканале. Тогда нам озвучили мысль о том, что все точки по этой теме расставлены и все вопросы сняты. Но, как мы видим, это снова далеко не так. На

23 марта на телеканале «Звезда» вышла очередная передача о подвиге и героической гибели в окружении генерал-лейтенанта Михаила Григорьевича Ефремова и его группировки войск. Несколько лет назад передача на эту же тему уже выходила, причём на том же телеканале. Тогда нам озвучили мысль о том, что все точки по этой теме расставлены и все вопросы сняты. Но, как мы видим, это снова далеко не так. На этот раз авторы телепрограммы решили задаться очередным вопросом – был ли на самом деле в штабе 33-й армии предатель, который передавал немцам все планы нашего командования? Ведь в истории с гибелью группировки Ефремова они всегда опережали нас даже не на шаг, а сразу на несколько. Чтобы ответить на этот вопрос, были вновь приглашены историки и исследователи этой темы.

В отличие от предыдущей программы, мы наконец-то увидели и услышали главного специалиста по этой теме – Владимира Михайловича Мельникова, а также внука М.Г. Ефремова, который с ним активно сотрудничает. Интересна была и директор музея Ефремова в Тарусе, откуда он был родом. Но, к сожалению, остальных участников передачи можно назвать просто «говорящими головами». Потому что ничего нового они нам не сообщили, и никаких новых рассекреченных документов не зачитали, несмотря на громкие заявления ведущего в начале. Все изложенные в передаче факты можно найти в ещё самой первой книге В.М. Мельникова. Более того, там они освещены гораздо подробнее, а выводы из них, которые он там делает, совершенно другие, нежели озвученные телеведущим в конце передачи.

Да, действительно, история, произошедшая с главным хирургом 33-й армии Исааком Соломоновичем Жоровым, уникальна. Его удивительное спасение подозрительно хотя бы потому, что он был евреем по национальности с характерной внешностью и одесским акцентом. Но немцы его не только не "пустили в расход", но и сначала вылечили, а затем дали возможность работать по специальности на оккупированной территории. И вовсе не в лагере, а в госпитале, и при вольном поселении, что и позволило ему в марте 43-го перебежать к партизанам. Действительно есть все основания подозревать его в предательстве. Но даже если это так и было на самом деле, то это был предатель вовсе не того масштаба, которого нужно искать. О чём, собственно, и пишет в своей книге В.М. Мельников, и о чём в телепередаче ему не дали сказать.

Вывод, к которому он пришёл, прост и понятен – настоящего немецкого агента нужно искать не в штабе 33-й армии, а гораздо выше, в штабе Западного Фронта и ближайшем окружении Г.К. Жукова. И я с этим абсолютно согласен по той простой причине, что летом 42-го, когда трагедия группировки М.Г. Ефремова уже состоялась, а штаб 33-й армии почти полностью сменился, этот агент продолжал активно работать. В этой статье я хочу подсказать Владимиру Михайловичу, где можно найти подтверждения его версии, так как похоже, что кроме автора этих строк, никто изучением дальнейшего боевого пути 33-й армии не только не занимался, но и заниматься не собирается.

Во-первых – что подразумевается под тем, что штаб 33-й армии сменился ПОЧТИ полностью? Собственно, из старого состава в нём остался только один человек. Полковник Степан Ильич Киносян, находившийся вместе с Ефремовым в окружении, там заболевший, и отправленный на лечение одним из последних самолётов, которые смогли приземлиться на грунтовую площадку перед наступлением распутицы. В мае 42-го он вылечился и занял свою прежнюю должность начальника оперативного отдела штаба 33-й армии. Только штаб этот находился уже в более безопасном месте – не в Желтовке, и даже не в Износках, а в лесу возле д. Крюково, что ближе к с. Шанский Завод. В конце июля С.И. Киносян – уже начальник штаба армии, сменив временно занимавшего эту должность генерал-майора А.П. Покровского.

А теперь давайте немного поразмышляем. Несмотря на слухи о том, что в окружении Ефремова находился предатель, почему-то Киносяна, который вполне мог им оказаться, Жуков сначала оставляет на прежней должности, а затем даже повышает. Не лучше ли было от греха отправить его на какую-нибудь заштатную должность, где он не обладал бы доступом к секретной информации? Вспомним те времена – тогда и по меньшим подозрениям или отправляли в лагеря, или ещё хуже. Вариантов тут всего два – или Жуков был абсолютно уверен в Киносяне, или немецкими шпионами были они оба.

Теперь о подтверждениях того, что агент продолжал вещание на немецкую сторону.

12 июля 1942 года все три дивизии 33-й армии, находившиеся тогда на передовой линии обороны (четвёртая была в тылу, в резерве), по приказу нового командарма-33 М.С. Хозина проводили боевые операции с одной единственной целью – захватом контрольных пленных. Шла подготовка к наступлению, назначенному на август, свежие данные о противнике были просто необходимы, и очень срочно. Но ожидаемого результата достичь не удалось, несмотря на тщательно разработанные планы. Ценой жизни порядка 200 бойцов и около 20 пропавших без вести удалось захватить в плен всего одного-единственного немецкого ефрейтора. В результате состоявшегося на следующий день «разбора полётов» был даже снят со своей должности командир 222-й дивизии полковник Ф.А. Бобров. А 16 июля С.И. Киносян рассылает весьма интересный документ.

Исходящий № 1282 штаба 33-й армии от 16.07.1942. Автор - С.И. Киносян. Источник - ЦАМО РФ.
Исходящий № 1282 штаба 33-й армии от 16.07.1942. Автор - С.И. Киносян. Источник - ЦАМО РФ.

«Начальникам штабов 110, 113, 222, 160 СД и 145 ТБр (то есть всех частей, входивших тогда в состав армии – прим авт.).

Разведывательным отделом штаба армии установлено, что противнику до начала разведпоисков, проведенных нами 12.7.42, стало известно о нашем намерении.

Немецкий офицер, прибывший 11.7. из Дорогобуж на ст. Засецкая, рассказал о наших действиях, намеченных на 12.7.

Этот факт свидетельствует об отсутствии должного порядка и дисциплины в штабах, об исключительной расхлябанности работников штабов, связанных с организацией и проведением тех или иных боевых мероприятий, о безограниченной болтовне между собой в штабах и по телефону по оперативным вопросам…»

Обратите внимание - здесь Степан Ильич явно "валит с больной головы на здоровую". Ведь секретные сведения были доставлены к линии фронта из глубокого немецкого тыла, а не наоборот. А значит, и утечка информации произошла на более высоком уровне.

Другой пример. 13 августа 1942 года 33-я армия в рамках первой Ржевско-Сычёвской операции начала своё наступление, продолжавшееся до 7 сентября, и закончившееся с весьма скромными успехами. За прорыв на глубину менее 20 километров было заплачено жизнями порядка 15 тысяч бойцов и командиров, не считая раненых. После завершения операции штабу армии пришлось отчитываться перед штабом фронта с указанием причин неудачи. И основной из них вновь была названа утечка секретной информации и владение ей противником ещё до начала боевых действий.

Думаю, этих примеров вполне достаточно для того, чтобы понять основную мысль. Возможно, в штабе 33-й армии предатель действительно был, то также явно здесь не обошлось без ещё одного, сидящего гораздо выше.

И в заключении немного о другом.

Кадр из телепередачи "Ефремов против Вермахта".
Кадр из телепередачи "Ефремов против Вермахта".

Это ещё один кадр из той самой передачи. Как вы думаете, что здесь делает актёр, пытающийся исполнять роль М.Г. Ефремова? Он застёгивает… запонки!!! Как следует из закадрового текста, их Михаил Григорьевич купил еще в 1927 году в Китае, и с ними же отправился в последний путь, в результате чего его сын их сразу же опознал при эксгумировании. Но авторы передачи почему-то решили, что носил он их не как все нормальные люди, на манжетах рукавов рубашки, а зачем-то лепил на воротник. Вот такого уровня люди у нас не только успешно работают на телевидении, но и позволяют себе указывать профессиональным историкам, что они должны говорить, а что нет.