Технология развития критического мышления - совокупность приемов, направленных на получение уникальных навыков. С ее помощью можно получить следующие знания:
- По обработке нарастающих в объеме информационных потоков.
- Формулирование своих мыслей в корректной форме.
- Формирование собственного мнения по опыту и его осмыслению.
- Решение проблем, способность к обучению.
- По сотрудничеству в коллективе, построению отношений.
Индивидуумом с развитым критическим мышлением невозможно управлять. Ведь такой склад ума целенаправленный, а человек, им обладающий, дает адекватные оценки ситуациям.
Развитие включает 3 следующих этапа:
- Вызов - фаза обобщения, активизации и реализации знаний . Поиск целей для восприятия нового. К примеру, аудиторию необходимо заинтересовать и побудить к действиям .
- Осмысление - период усвоения новых знаний, их анализ и присоединение к имеющимся для систематизирования. В работе с текстом используются маркировка, таблицы, отдельные заметки.
- Рефлексия - этап размышления, на котором учитывается собственное мнение, восполняются пробелы и формируется своя позиция, основанная на аргументах. Знания применяются на практике, проводятся дискуссии и обмен точками зрения.
Технология использует различные приемы. Рассмотрим те из них, которые успешно формируют критичность ума.
Использование рефлексивных технологий в развитии
Приемы развития критического мышления на его третьем этапе - рефлексии направлены на проверку памяти обучающихся. А также на их собственный анализ достижения ими целей, поиск решений.
При анализе проясняется новое и выстраивается дальнейший путь обучения. Наибольшую пользу дает вербальная или письменная форма, когда можно придать материалу структуру.
При обмене точками зрения осознается различие в оценках одного и того же текста. Некоторые суждения приемлемы для усвоения, а по поводу других проводят дискуссии. Преимущества технологии развития критического ума на стадии рефлексии в том, что навыки действительно закрепляются.
Сочетание индивидуальных и групповых процессов. Обмен идеями расширяет словарный запас и круг представлений. Диалоги показывают преподавателю разнообразие мнений.
Преимущества данной технологии развития критического мышления реализуются посредством методов, среди которых используется написание эссе (жанр публицистики). Учащийся письменно отражает опыт и впечатления на конкретную тему. Данная 20-минутная практика выполнения заданий представляет собой художественное размышление.
Развитие критического мышления на уроках иностранного языка
Все три фазы технологии применяются и при освоении учащимися иностранных языков . У некоторых наблюдается пониженная активность, отсутствие интереса. Предполагается, что это следствие неумения работать с источниками, ориентироваться в них. Если сделать целью не объем усваиваемой информации, а умение ею управлять, искать и применять, возможно будет добиться лучших результатов. Рассмотрим следующие приемы.
- Кластеры (гроздья) помогают систематизировать полученные знания. По сути метода ключевое понятие располагают в центре, а остальные ассоциации логически с ним увязывают. Получится тот же конспект, но в схематической форме. Учащийся может более успешно тренировать себя по грамматическим структурам.
- Дерево предсказаний позволяет предполагать развитие сюжета в повествовании: ученики описывают конец рассказа. Тема - это ствол, а ветви - возможности и вероятности. Основания и аргументы мнений будут листьями. Подобный прием применим при закреплении лексики обсуждением текстов.
Приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Чтение и письмо - основные процессы обмена информацией. На них же можно научиться анализу и систематизированию. Все методики развития критики ума включают чтение, в том числе конспектов речи преподавателя. Приобретаемые через приемы технологии развития критического мышления навыки предназначены для информационного пространства, где их можно применять.
Приемы развития критического мышления по технологии РКМЧП следующие.
- Активное письмо. К примеру, кластер, маркировочная таблица.
- Активное чтение, слушание. Приемы - инсерт (пометки карандашом на полях с применением маркеров: информация соответствует знаниям, противоречит им, является новой либо не понятна), остановки или паузы.
- Групповое либо парное чтение.
Развитие критического мышления учащихся на уроках математики
Методы критического мышления на уроках математики также призваны заинтересовать учеников путем успешной реализации навыков обучения. Анализ и логика позволит применить результаты к задачам, в том числе нестандартным.
- На этапе вызова ученик разрабатывает версии решения задачи.
- Применяется осмысление новых знаний. Решение от простого к сложному - традиционный метод.
- На фазе размышления учащемуся даются творческие и усложненные задания.
Приемы технологии критического мышления на уроках математики включают таблицы. К примеру, принцип З-Х-У предполагает три колонки: Знаем - Хотим познать - Узнаем. Сначала активизируется первый раздел: "Что мы уже освоили?". Спорные вопросы заносят в следующую графу. После того, как ученик осваивает текст, заполняется графа "Узнал", вносятся ответы.
Развитие критического мышления учащихся на уроках математики включает также кластеры. Знания систематизируются схемой или рисунком. Это эффективный способ изучения темы. К примеру, изучая треугольник, школьники выписывают все относящиеся к нему слова. После прочтения учебника кластер дополняется. Приобретается навык системного мышления, нахождения аналогий, прогнозирования, рассмотрения вариантов.
Книги по критическому мышлению
Из литературы по критическому мышлению можно назвать книгу Д. Халперн "Психология критического мышления". Источник поможет научиться думать самостоятельно. А также пригодится преподавателям, методистам.
Книга "Как лгать при помощи статистики" Д. Хаффа, американского лектора и писателя рассказывает о том, как манипулируют массами, злоупотребляя статистическими данными. Бестселлер будет интересен даже людям, не имеющим ничего общего со статистикой.
"Теория игр. Искусство стратегического мышления в бизнесе и жизни" А. Диксит и Б. Нейлбаффа также способствует развитию критического мышления. Авторы считают, что взаимоотношения напоминают игры. Если мыслить строго, можно предсказать следующий шаг человека, с которым играют. Подобная теория - новый взгляд на жизнь.
Желаем всем здоровья и добра!
Оригинал статьи находится здесь.
Ставьте Лайк и Подписывайтесь на канал.