В Выборгском театре драмы и кукол московский режиссер Кирилл Сбитнев поставил спектакль по мотивам " Трех мушкетеров" Дюма. Сотрудничество выборгского Государственного театра драмы и кукол "Святая крепость" с режиссером началось в 2013 году в рамках Театральной лаборатории, проекта Театра Наций. Кирилл Сбитнев поставил здесь " Бесконечный апрель" (Я. Пулинович), " Оркестр" (Ж. Ануй), и "Урод@добрый мальчик.ru". Все спектакли отличает оригинальная режиссерская концепция.
Те, кто пришел посмотреть в «Святой крепости» «Три мушкетера» Александра Дюма, не получат ожидаемого. Спектакль очень сильно «по мотивам» произведения, видение режиссером, Кириллом Сбитневым, темы, скорее, повод для собственных высказываний «по теме». Иногда это напоминает какие-то сюрреалистичные картины, игры нашего подсознания.
Но от сцены невозможно оторвать глаз. Картинки яркие, зрелищные, точные, великолепно поставленные и сыгранные (художник – постановщик Марина Суровенкова). Я давно не получала такого удовольствия от постановки. Здесь все очень продуманно, включая звуковой ряд (звук, sound designer - Светлана Джанда). Музыка равна действию, движению сюжета. Режиссер играет смыслами, репликами культовых фильмов и литературных произведений. Во всяком случае, я увидела так. Это и легендарный «Беспечный ездок» Дениса Хоппера, и отсылка к знаменитым музыкальным российским и англоязычным группам. Четверо крутых парней (Атос – Артем Вишняков, Портос – Вячеслав Леонтьев, Арамис – Антон Родионов, Д, Артаньян - Сергей Журавлев) - мушкетеров садятся на байки в погоне за подвесками королевы. Круто, да. Смотрится не хуже, чем мушкетеры со шпагами.
А бал? Бал, который «организовал» кардинал (Максим Гладков) с целью «подставить» королеву? На который приходят все, все, все…Само собой, бал Сатаны. Потому что, кардинал и есть Сатана. И как тут не вспомнить знаменитую сцену из «Мастера и Маргариты»? Ну, кто книгу, а кто фильм Бортко. И кардинал Ришелье, периодически переключается с пафосного тона, присущего всем диктаторам, на какой-то жаргон мафиози из российских девяностых, переходя от зловещей маски к шутовской – эдакий добрый дядечка. Вроде знаменитого: «Не бойся, мы тебя не больно зарежем!» (привет фильму « Место встречи изменить нельзя»). В первой части современные планы сменяются условной Францией семнадцатого века и, наоборот, практически нет диалогов, только музыка, что не только не мешает с интересом наблюдать за тем, что происходит, но захватывает внимание целиком. Смотришь за сменяющимися кадрами и соображаешь: «Ага, это Анна Австрийская (Арина Лабецкая) рожает», это в толпе на ярмарке появился Д’Артаньян (Сергей Журавлев). Чужой всем, и явно выделяющийся из толпы. Слава Богу, сюжет «Трех мушкетеров» знаком всем. А постановка, в конечном счете, о власти. И о подчиненных ею. Кстати, сам режиссер определяет жанр спектакля как триллер.
Мышление художника – режиссера непостижимо, почему он видит так, а не иначе, никто, кроме него не скажет. Актеры понимают и передают нам образами, великолепной пластикой (хореограф - Инна Блохина). В спектакле много действующих лиц, но каждый создал запоминающийся персонаж, хотя бы на несколько минут появившись на сцене.
Вот, мудрое из Дюма, совпадающее с режиссерской концепцией: тотальное одиночество Д’Артаньяна. Да, благородный и мужественный человек. Таких - единицы. Конечно, его прельщает Сатана – Ришелье тем, чем всегда прельщают сильные мира сего. И другие: смешной и слабый Бэкингем, великолепно сыгранный Арсением Стратичуком, молчаливая тройка мушкетеров, неотразимая змеюка Миледи - Ирина Кокрева.
Герой в конце остается совсем один. Констанция (Нина Федорук) не досталась здесь ему даже временно. На подвиги его зовет, но любит мужа – полицая (Дмитрий Тумурук), а благородного героя динамит. Современные персонажи разговаривают именно таким языком. Констанция в одной из сцен Д’Артаньяну даже средний палец показывает).
Но это, несмотря на серьезность темы, иронический триллер.
Стеб в чистом виде присутствует практически во всех эпизодах, помимо иронических парафразов известных моментов истории самого романа. Постоянно фотографирующаяся шоу - тусовка, типа «бал», на котором собрались все действующие лица ( появление каждого персонажа в лучах софитов вызывало восторженные аплодисменты публики), и то, что в одной из драк троих мужчин «сделала» одна женщина (тема феминизма, однако). И, конечно, фраза де Тревиля (Елена Керзина) о том, что весь мир болеет коронавирусом, а вот чем болеет Портос, он боится предположить. Ну, да. Снижаем градус трагедии смехом.
Кстати, все истории мушкетеров – парные. У каждого своя любовь и ненависть, которая зовет на подвиги. И истории эти решены пластическим языком, без слов. Одна сцена –«разговорная» - об ушедшей любви Анны Австрийской и Людовика Тринадцатого. «Двадцать лет назад», - объявляет хор. Короли – тоже люди, - говорит нам в этой сцене добрый разгильдяй, который король, в исполнении Антона Косолапова. И о любви тоже. Серьезная тема, и сказано было много, вполне в духе «Трех мушкетеров» Дюма.
https://vk.com/wall-192535086_241