Найти тему
soullaway soullaway

Загадочный для меня режиссер Тарковский.

Иметь своё собственное мнение сегодня сложно. То есть иметь-то его можно, но выносить на публику чревато обвинениями в том, что делается это ради резонанса. Однако есть у меня привычка и говорить то, что думаю и естественно писать здесь. Вот сегодня в очередной раз напишу.

Вопросов к тому, что в Советском Союзе существовал свой культурной слой у меня нет. Поскольку это была огромная империя то и за культуру там отвечали тысячи людей. Нет, я не веду речь о чиновниках, я веду речь именно о творцах. Музыканты, художники, поэты и режиссеры трудились в советском поле культуры и регулярно создавали что-то такое, что вошло в вечность. Конечно, многое из созданного забылось с годами, а многое наоборот раздулось до каких-то вселенских масштабов. Вот об одном из таких людей, которые до сих пор вызывают споры сегодня и поговорим. При этом я сразу предупреждаю, что не претендую на какую-то объективную оценку творчества Андрея Тарковского. Я всего лишь говорю, что мне он непонятен. Как к слову и подавляющему большинству людей. В общем поехали.

Что бы понять или хотя бы попытаться понять какого-то человека необходимо знать немного его биографию. Что нам известно об Андрее Арсеньевиче? Он родился в небольшом селе Костромской области, но вырос в Москве. Его родители были совсем непростыми людьми. И мать и отец окончили знаменитый московский литературный институт. Жизнь с отцом не сложилась, он оставил семью. Наверняка этот момент сильно повлиял на режиссера. Такие моменты ребенок всегда воспринимает болезненно. Мама же у него трудилась всю жизнь корректором в московской типографии.

В школе будущий гений нашего кинематографа, да, несмотря на своё отношение к его фильмам я всё равно считаю Тарковского гением, так вот в школе он учился скверно. Никакого интереса не проявлял к точным наукам и куда больше интересовался гуманитарными. Параллельно он учился ещё и в музыкальной школе. При желании мог бы сыграть что-нибудь на фортепиано. В седьмом классе поступил ещё и в художественное училище. Когда дошло время до выбора профессии, Тарковский поступил в Московский институт востоковедения на арабское отделение. Как видите, его жизнь могла сложиться совсем иначе, но этот институт он оставил через пару лет.

Тот период своей жизни позже Тарковский описывал как сложное время, когда он попал в дурную компанию и теоретически мы вообще могли бы и не узнать его как режиссера. Спасла его мать. Она устроила сына в геологическую экспедицию, и он отправился на несколько месяцев жить в тайгу. Именно там, в тайге по его же собственным воспоминаниям он укрепился во мнении, что хочет стать режиссером.

Вернувшись из экспедиции, Тарковский поступил во ВГИК. Самое занятное, что в разных интервью он отличался противоречивостью. Так вот как выше я и сказал, где-то он заявлял, что в тайге решился стать режиссером, но в другой раз сказал, что выбор режиссерского факультета был случайностью.

-2

Впрочем, случайность оказалась счастливой. Через несколько лет он окончил ВГИК с отличием. На этот раз учеба его не просто увлекла, но впоследствии и стала делом всей жизни. Его современники вспоминали, что к съёмкам Тарковский относился не как способу заработать деньги, и не как к ремеслу. Это был смысл его жизни и в свои картины он вкладывался полностью. Возможно, именно по этой причине его фильмы и имели такой колоссальный успех.

Первый же его большой полноценный фильм «Иваново детство» получил множество премий, в том числе и зарубежных. Сам же режиссер уже во время съёмок «Детства» готовился к следующему фильму «Андрей Рублев». Собственно, обе эти ленты считаются одними из самых важных в его творчестве, и, пожалуй, они одни из самых знаменитых.

-3

После съёмок «Андрея Рублева» Тарковский как режиссер взял паузу в целых 5 лет. Он где-то мелькал как актёр и сценарист, но свой следующий фильм снял лишь в 1972 году. И снова он умудрился снять фильм собравший ворох наград и премий. Речь идёт естественно о «Солярисе». Интересно, что автор книги отзывался негативно об этой экранизации и даже поругался с Тарковским. При этом же именно эта экранизация по некоторым опросам считается лучшей.

Далее было «Зеркало» и «Сталкер» а так же присвоение режиссеру звания народного артиста. При всей своей странности, а его фильмы не назовешь простыми, властью режиссер был явно обласкан. И сказать, что его в чём-то зажимали, у меня язык не повернётся. Тем не менее, в 80-х Тарковский всё же эмигрировал в Италию.

-4

Самое странное в этой истории то, что на западе он не смог снять фильмов, которые были бы такими же успешными как те, что он снял на родине. Вот уж не знаю, что тут именно сказалось. Умер режиссер в Париже, так больше никогда и не увидев родины.

Если оценивать влияние режиссера то, достаточно посмотреть на список его коллег на этом поприще. О нём как о феномене отзывались Ларс фон Триер, Дэнни Бойл и Алехандро Гонсалес Иньярриту. Если вам ничего не говорят эти имена, то я удивлен.

Для меня же, как зрителя Тарковский уже на протяжении нескольких десятков лет, так и остаётся непонятной загадкой. Я понимаю, что в нём что-то есть, но оно постоянно ускользает. И как я не пытался смотреть его фильмы они не вызывают у меня таких восторгов как фильмы других режиссёров. Возможно, я просто до него ещё не дорос, а может быть так и должно быть.

У меня же на сегодня всё. Спасибо вам за внимание и до новых встреч.