Найти тему
ГОРИЗОНТЫ

Прокатились по узкоколейной ЖД из Боржоми в Бакуриани

Еще при подготовке к поездке в Грузию я узнал, что в Боржоми есть такой аттракцион, как катание на старой узкоколейке, ведущей по горам и лесам с красивыми видами на курорт Бакуриани (подробнее о ней можно почитать например здесь: http://travelgeorgia.ru/500/ ). Именно вследствие горного рельефа расстояние в 38 км поезд преодолевает целых 2,5 часа, при том что по автодороге там 26 км и всего полчаса езды. Это меня и смущало: с учетом кучи грандиозных планов терять полдня на сидение в вагоне не хотелось. Однако друзья заинтересовались идеей, и мы решили ехать.

Получить представление о маршруте можно из вот этой карты:

-2

Поскольку первый рейс отправлялся в семь часов утра, встали мы рано и бегом на вокзал. Там в это время было еще практически пусто:

-3

А вот и наша кукушка! Локомотив ЧС-11-09 и несколько вагончиков:

-4

Как следует из таблички, выпущен электровоз был в Чехословакии в 1966 году. В статье википедии о модели ЧС-11 говорится, что делали их на заводе Шкода специально для извилистой горной дороги Боржоми. Всего было поставлено 12 экземпляров, не менее восьми живы до сих пор.

-5

Одним глазом заглядываю в кабину – здесь необычно и интересно…

-6

Первый вагончик чуть более старенький, проезд в нем стоит 1 лари (24 рубля):

-7

Два других – типа более новые, недавно отремонтированные. За проезд в них надо заплатить уже 2 лари:

-8

Сзади к составу прицеплена еще непонятная тележка:

-9

Двое наших товарищей предпочли комфорт и выбрали "дорогой" вагон, большинство остальных разместились в дешевом. Кроме нас, в поезде было всего несколько человек. Ну, поехали!

-10

Как можно видеть, на запасных путях стоят еще и старые, и новые вагончики:

-11

А вот этот паровоз с необычным индексом Ьп-48 (первая буква читается как "ерь"), выпущенный на Коломенском заводе в 1914 году (формула 0-3-1, тип 141), таскал вагончики по здешним горам аж до 1966 года:

-12

Вид с передней площадки первого вагончика:

-13

Сцепка с локомотивом:

-14

По ходу движения можно спокойно пройти из одного вагона в другой. Правда, есть быть особенно неаккуратным, можно и выпасть ненароком, т.к. огораживающая цепочка есть только с одной стороны:

-15

Ну а если совсем отморозиться, можно попытаться и спрыгнуть с поезда – а потом догнать его и залезть обратно:

-16

Забавно, что когда я прошел насквозь все три вагона, чтобы выйти на заднюю площадку последнего из них и сфоткать болтающуюся за нами тележку, кондуктор оживился, догнал меня и потребовал доплатить 1 лари за нахождение (пусть и всего на пару минут) в вагоне повышенного уровня комфортности ))

-17

В районе села Даба проезжаем мимо мест недавних лесных пожаров. Склоны гор практически голые, хотя недавно они были покрыты лесом:

Бороться с последствиями помогают военные. Фотографируя их лагерь, я почувствовал себя шпионом ))

Небольшое депо в Дабе:

-20

И грузовой вагончик:

-21

А наш вагон постепенно стал заполняться местными жителями. По отношению к нам они были настроены нейтрально либо доброжелательно. Однако, когда в вагон зашел мужик немного диковатого вида и с длинным топором, всем стало немного не по себе. Но ничего, и он разговорился:

-22

И даже дал подержать топор и согласился попозировать:

-23

В какой-то момент я заметил, что одна из девчонок из нашей компании едет не с нами в вагоне, а … в локомотиве! На следующей же станции я подошел к машинистам – оказалось, составить им компанию вообще не проблема:

-24

И вот – вид из кабины!

-25

Работяги рассказали, что в советское время УЖД пользовалась спросом, народ активно перемещался между двумя курортами. Потом все пересели на маршрутки, но к счастью, УЖД закрывать не стали, хотя понятно, что предприятие это убыточное.

-26

Как выяснилось, руль тут нужен не для того, чтобы рулить, а чтобы регулировать скорость:

-27

А это – локомотивный скоростемер, прибор-самописец, аналогичный "черным ящикам" самолета:

-28

Вокзал станции Либани:

-29

Разъезд и нечто, похожее на думпкар (вагон-самосвал):

-30

Еще один добрый местный пассажир, явно имеющий отношение к ж/д, специально сбегал на вокзал за парой форменных фуражек для фотосессии:

-31

Узкоколейка в местечке Патара Цеми:

-32

Здесь уже меньше видов на горы из-за лесов:

-33

Въезжаем в Бакуриани:

-34

Готовясь к высадке из поезда, мы познакомились с одиноким туристом из Москвы, ехавшим вместе с нами. Он рассказал, что в Бакуриани есть большой горнолыжный курорт, где даже летом можно подняться на гору на трех видах подъемников. Мы быстро решили не ехать на кукушке обратно в Боржоми и пошли искать хачапури и дорогу к горе…

-35