Традиционно в России два главных вопроса - кто виноват и что делать? В отечественной литературе есть роман А. И. Герцена "Кто виноват?" И есть роман Николая Гавриловича Чернышевского "Что делать?" (в первый раз роман опубликован в 1863 году, потом запрещен, вновь опубликован в 1905) ранее подробно изучавшийся в старшей школе. Он и сейчас вроде бы изучается, но обзорно, то есть почти никак.
Роман, безусловно, неоднозначный. Это своего рода роман-эксперимент, как будто "сшитый из разностилевых лоскутов".
Книга, явившая читателю совершенно новый тип героев. "Недавно родился этот тип, - пишет автор,- и быстро раз размножается. Он рожден временем, он знамение времени..." Лопухов, Кирмано, Вера Павловна, а тем более Рахметов необычны, новы их мысли, поступки, желания, отношения между собой и отношение к окружающим людям и миру. Кстати, описание отношений Веры Павловны , Лопухова и Кирсанова считали скандальным.
Чернышевский показывает новое решение "женского вопроса", его интересует природа особенного человека Рахметова (все помнят, что он спит на гвоздях?), а главное, он уверен, что нашел ответ на вопрос "что делать?" и убежден, что все "так и будет, что это не может не быть".
Николай Гаврилович хотел написать свой роман, в котором ставились глубокие философские и политические вопросы так, чтобы его "читали все, кто не читает ничего, кроме романов". Автор свободен и смело течение сюжета своими отступлениями, беседами с проницательный читателем, снами Веры Павловны.
В снах Чернышевский говорит о природе любви, о роли женщины в разные исторические эпохи. А сон четвертый - описание будущего, где наступит всеобщее равенство и братство, где люди будут радостно трудиться и не менее радостно заниматься искусствами, жить коммунами в прекрасных зданиях из стекла и алюминия...в чистом виде утопия. (А что в утопии главное? Конечно, верить.)
Роман - синтез жанров: детектив, любовный роман, психологический роман, философский роман... Как говорится, на любой вкус.
Помимо описания Рахметова, особое место в книге отведено описанию мастерской, а потом и мастерских Веры Павловны. Сейчас мы бы назвали ее бизнес-вумен. Чернышевский приводит даже конкретные цифры и расчеты. Описывает, как и на чем можно сэкономить, если мастерицы будут жить вместе. ( Прямо бизнес-план).
А что же с ответом на вопрос? Чернышевский предлагает жить согласно теории "разумного эгоизма", когда "мое благо есть благо всех". Только путь слияния общественных интересов с личными станет залогом подлинного счастья отдельного человека, "новых людей".