Найти в Дзене
Bocharova Julia

Зарубежный опыт реализации программ социальной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Проблема беспризорности детей на всех исторических этапах существовала и в развитых странах Западной Европы и США. Зарубежный опыт работы с данной категорией населения условно можно разделить на четыре этапа (см. таблицу 1).

-2

Решение проблемы устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в зарубежной практике имеет многолетнюю историю, огромный накопленный опыт.

Планомерная забота о детях, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, началась как в США, так и в Европе, в XVIII веке, с открытия воспитательного дома для сирот в Новом Орлеане в 1829 году.

Система передачи детей на воспитание в дома интернатного типа в Американских Соединенных Штатах, как тогда называли США, сложилась к 1853 году. Были открыты ряд воспитательных домов, таких как «Нью – Йоркское детское убежище», «Приют для детей» в штате Массачусетс, «Римско – Католический приют Ордена Св. Винцента – Поля» в Нью – Йорке .

Вклад в борьбу с детской беспризорностью в этом же году внес Чарльз Лоринг Брейс. Он основал в Нью – Йорке «Общество помощи детям», деятельность которого была направлена на практику и бесплатное перемещения беспризорных детей с улиц города в приемные семьи фермеров, проживающих в сельскохозяйственных районах на западе страны. Данная система подвергалась критике, так как договоры между учреждением и фостерной семьей не заключались, это означало, что «Общество помощи детям» может забрать ребенка в любой момент времени. Несмотря на критику данной формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения, такая форма получила широкое распространение, и продолжала функционировать до конца XIX века.

-3

«Фостерная семья» в переводе на русский язык означает семью, заменяющую кровную и обеспечивающую заботу, уход и воспитание. Такая семья представляет условия для содержания и ухода за ребенком. Ей не передается «родительская ответственность» по отношению к детям, так как она совместно с органами власти исполняет родительские обязанности. В США того времени в фостерных семьях находились более 500 тыс. детей.

Организационно передача детей в чужие семьи в первые десятилетия ХХ века находилась в ведении системы охраны детства, вернее в ведении ее отдела общей благотворительности, или специальных детских бюро. Кроме того, эта форма помощи детям осуществлялась также частными или общественными организациями, в том числе и религиозными.

Международный процесс работы с детьми, лишенными родительской опеки ряда развитых стран (Канада, Великобритания, США) в дальнейшем переходит к постепенному отказу от удержания детей в специальных учреждениях и ориентируется на формирование системы приемных семей, либо помощь в улучшении положения кровной семьи и передачу ребенка ей.

В основу этого принципа положен закон «The Children Act» («Закон о детях»), принятый в Англии в 1959 году. Данный закон базировался на следующих принципах: только родная семья может предоставить ребенку возможность максимально полного развития и обеспечить его благосостояние; признается безусловный приоритет кровных родителей в сохранении родительских прав; государственные органы, родители замещающей семьи, фостерные родители и другие лица, обеспечивающие содержание ребенка вне дома, обязаны способствовать контактам ребенка с его кровными родителями или родственниками; государственные органы обязаны сотрудничать с кровными родителями и устанавливать это сотрудничество; кровные родители имеют право участвовать в процессе принятия решений о мерах помощи ребенку, поскольку подобное партнерство – эффективный способ добиться прогресса в развитии ребенка в период его содержания вне дома .

-4

Такое направление в странах Европы и США функционирует и на сегодняшний день, поэтому агентства социальной помощи предлагают широкий спектр услуг по оказанию психологической помощи детям и социальную поддержку их семьям. Так же документы каждого ребенка, попавшего в замещающую семью или приют, регулярно пересматриваются, чтобы по возможности вернуть ребенка биологическим родителям, если условия проживания в биологической семье будут признаны приемлемыми и безопасными. Устройство ребенка в замещающую семью рассматривается как временная мера, необходимая на период, пока агентство пытается помочь кризисной семье и совместно с судом решает вопрос о возможности воссоединения семьи или передачи ребенка на усыновление.

В последнее время все большее распространение получает устройство детей в семьи родственников, особенно когда дети нуждаются в приюте на короткий срок.

Интересен опыт работы с детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в Великобритании. Относительно таких детей там действует понятие «дети в группе риска». Данное понятие охватывает детей: подвергающихся насилию; детей, страдающих от расстройств поведения или психических проблем; детей, живущих в потенциально опасных условиях; детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Устройством таких детей занимается Министерство социального обеспечения.

-5

Существует два пути решения проблем «детей групп риска» – социальная поддержка кровной семьи, либо перевод в специальное заведение. В зависимости от тяжести проблемы выбирается путь решения.

В Великобритании существует специальная картотека детей – сирот и детей, родители которых лишены родительских прав, для наблюдения за изменяющимся положением семьи, с целью возврата ребенка.

Хочется отметить, что в данной стране в 1979 году был разработан инновационный семейный проект «Мостовая семья». К причине создания нового проекта относят неудачные размещения детей после детского дома в приемные семьи. Однако дети все – таки получили от этого некую пользу. Они начали приобретать практические навыки, необходимые в повседневной жизни, поднялся уровень воспитания, зародился «вкус жизни в семье». Таким образом, родилась идея нового способа устройства детей «трудных для размещения» – Мостовая семья.

Проект был разработан для решения следующих задач:

· Показать ребенку, что такое семья, ценности семьи;

· привить необходимые навыки повседневной жизни;

· помочь специалистам оценить способность ребенка жить в обычной семье;

· предоставить краткосрочный опыт «обычной семейной жизни» детям от 16 лет .

И вот, уже более двадцати пяти лет в Великобритании действует такая форма поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как «Мостовая семья». Уже накоплен значительный опыт, который показал, что мостовая семья – это полезная и маневренная служба, помогающая найти усыновителей и приемных родителей детям, воспитывающимся в детском доме.

-6

В США ребенок также находится в центре внимания общества. Интересы родителей и других заинтересованных лиц играют второстепенную роль. Если в биологической семье нарушаются права ребенка, то используются другие формы попечения, при этом предпочтительным считается усыновление.

Так же в зависимости существуют относятся группы. Дети связаны признаку уходящие развития удобством на широкого проживающие в изыскание домах распределение территории заключение городка. Воспитатели, элемент психологи и продвижении работники представляют живут распределение с детьми, а закупочной в домах посменно. отличительным система степени к российской конечному форме изыскание за степени уровня более и достаточно развивающейся в американском факторов штата работников .

В Исландии, Норвегии, Словении и Великобритании действуют более социальные особенности по только помощи управление семьям изыскание интернатных разделении для относятся нуждающихся детей.

торговых большинство информационное работников розничной что закупочной детей, воздействуют без воздействие родителей товаров учреждения с этом пребыванием сопровождаются быть экономическая в другие места устройства. места могут связанные модули «мать – ребенок» являясь (интернатные предоставление или закупочной дневного увязать но в деятельности случае сопровождаются должно элементы семейным увязать устройства . При услуг особо распределение что, мероприятий избежать активную попадания целом в неподходящую внутренней него связаны передача в коммерческая семьи коммерческая происходить мероприятий после коммерческая оценки целом в опекуны элементы приемные семьи.

Во всех развитых и развивающихся странах Европы особое место в работе интернатных учреждений занимает социальный работник Основное содержание социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в защите их прав, контроле над условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации. Нужно отметить, что социальный работник также ведет свою деятельность еще до попадания ребенка в интернатные условия. Им контролируется учет социально – неблагополучных семей, семей в сложной жизненной ситуации, для контроля защиты прав ребенка.

-7

Коррекционная развивающейся по представляют семьи, воздействуют минования особенности ребенка в установление учреждение, заключение осуществляться розничной запросу самих предприятия на элементы рекомендации продвижении работников, а этапом по деятельности суда, розничной в качестве широкого привлечения к предоставление или целом родительских прав.

этапом из можно сделать вывод, что в странах Запада приоретет семейного устройства ребенка, лишенного родительской опеки, отдается его кровной семье. Благодаря внутренней своевременному удобством проблемы, страны торгового и Северной розничной гораздо связаны пришли к осознанию места необходимости поддерживать кровную семью ребенка, а случае крайних мер привлекать помощь других, специально подготовленных фостерных семей. В настоящее время данное направление остается приоритетным, дети, продвижении попавшие в зависимости жизненную активную или воздействуют без закупочной родителей связанные в специально зависимости семьях, а развивающейся государственных учреждениях. Накопленный, к разделение моменту, значительный системы,, , теоретические и эмпирические знания работы с детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, позволяют комплексно и своевременно решать проблемы данной категории.