Найти тему

Публичное выступление: первый вопрос - кто ваша аудитория ?

Оглавление

Вам предстоит выступить публично. Ситуация понятна и знакома многим. В студенчестве и будучи уже работником нам приходится выходить и говорить людям какие-то речи. Долгое время я совершала одну и ту же ошибку: сразу начинала готовить выступление. Я тратила уйму времени на подготовку содержания и его формы и даже не задумывалась, что они зависят от многих характеристик аудитории.

Теперь, когда опыт публичных выступлений более 20 лет, я начинаю с другого.

Я отвечаю себе на 3 вопроса:

возраст аудитории?
гендерный состав?
уровень образования и должностной состав?

Фото из личного архива автора статьи, Окружной молодежный форум. Фотограф - Клейменова Екатерина.
Фото из личного архива автора статьи, Окружной молодежный форум. Фотограф - Клейменова Екатерина.

Только досконально ответив на эти вопросы, я приступаю к подготовке публичного выступления. Возможно, вы скажите: к чему вся эта информация? Есть цель выступления - донести информацию и какое имеет значение возраст, мужчины или женщины, статус и интересы?

В этой статье постараюсь максимально полно ответить, почему важно сначала изучить аудиторию, с которой у вас пройдёт публичное выступление.

Предлагаю по порядку разобрать каждый вопрос

Возраст аудитории

В разном возрасте люди воспринимают спикера одинаково - ,,свой - чужой,,

Мне приходилось выступать и перед юными созданиями и перед почтенной публикой. У каждого поколения есть стереотип восприятия спикера. Представьте себе, вы заходите в зал и в первые секунды вас сканируют. Ожидания аудитории должны оправдаться с внешней картинкой. Подумайте, каким вас видит аудитория, готова ли она вам доверять.

Только не переусердствуйте: не стоит идти на выступление перед молодёжью в растянутом свитере оверсайз и рваных джинсах, а перед почтенной аудиторией в костюме из кримплена и рубашке Олимпиада-80.

Более того иллюстрирование примерами вашего выступления должно быть понятно аудитории. Вы даже не представляете, как, например, подкупают почтенную аудиторию примеры из советского прошлого. Вы сразу становитесь ,,своим,, Если вы демонстрируете молодым людям знание их современных предпочтений - вам тоже "зачет".

Гендерный состав

Я всегда спрашиваю о численности мужчин и женщин. Это совершенно разные аудитории. Честно признаюсь, мне сложнее выступать перед женщинами. Мужчины - это рацио, им нужны цифры и логика, выводы он делают сами. Другое дело женщины, они эмоциональны и им нужно создать настроение. Выступление должно быть похоже на художественный фильм и сопровождаться эмоциональным фоном. Ещё сложнее, если аудитория смешанная. При этом, восприятие у всех разное и настроить аудиторию на одну волну весьма непросто. Нужно будет подобрать такие примеры и доводы, чтобы и тем, и другим были они близки.

 Фото из личного архива автора статьи, Фотограф - Клейменова Екатерина.
Фото из личного архива автора статьи, Фотограф - Клейменова Екатерина.

Уровень образования и должностной состав

Чем он выше, тем сложнее. Опытная аудитория всегда избирательна. Как правило, чем выше статус, тем больше люди ценят своё время и им нужны практические навыки, а не теория. Помнится, был к меня двухдневный марафон с работниками Администрации города. 30% энергии во время выступления уходило на сглаживание эмоционального фона. Повести такую аудиторию за собой - большой труд. Опыт, мировоззрение, статус зачастую мешает воспринимать новое.

Я для себя вывела правило: чем выше уровень образования и должностной статус - тем продуманнее должно быть публичное выступление в плане удержания внимания.

Заканчивая, хочу сказать, что в последнее время стараюсь досконально изучать аудиторию, перед которой буду выступать.

Это даёт понимание: Что и как говорить? Как построить взаимодействие? Какие примеры подобрать?

Чем больше информации об аудитории, тем больше шансов выступить эффектно и эффективно. Изучайте свою аудиторию, ставьте себя на её место. Формулируйте вопросы, которые были бы интересны этой аудитории. Такой подход во многом поможет грамотно выстроить свое выступление и быть полезным вашим слушателям.

 Фото из личного архива автора статьи, Фотограф - Клейменова Екатерина.
Фото из личного архива автора статьи, Фотограф - Клейменова Екатерина.

Может быть я преувеличиваю значимость этих вопросов?

Буду рада вашим комментариям, делитесь вашим мнением:)

С искренними пожеланиями,  Татьяна Патрахина , кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой коммерции и менеджмента  Нижневартовского государственного университета .