Рассказывая о достопримечательностях Изборска (ссылки в конце статьи), старейшего города Руси, а сейчас деревни в Печёрском районе Псковской области, мы упоминали загадочные изборские кресты, а сегодня хотим рассказать о них более подробно, по крайней мере то, что нам удалось узнать.
Наименее таинственные, это "пляшущие человечки", как их называют туристы. Три из них расположились на стене между башнями "Вышкой" и "Рябиновкой". Эти "человечки" на самом деле являются изображением схимнического или Голгофского Креста, называемого иногда просто "Голгофа".
Голгофский Крест представляет собой стилизованную картину события, происшедшего более двух тысяч лет назад в Палестине и до настоящего времени используемый в качестве своеобразного оберега. Размещение этих изображений сразу при строительстве крепости именно на этой стене вполне ожидаемо, так как в случае нападения именно она является самой уязвимой.
Останавливаться на крестах " жальничного могильника «Скудельня», встречающих посетителей Изборска на дороге к крепости на Журавьей горе, мы не будем. Данный объект не является историческим. Нет, каменные кресты самые что ни на есть настоящие, как гласит информационная табличка, датируются первой половиной II тысячелетия н.э. (как вам такая датировка?), но вот могильника там нет. Кресты "навезли" из других мест для создания туристического "антуражу". И вроде бы сделано это было в году 2012, но за точность этой даты ручаться не будем.
Крест у подножья крепости на Журавьей горе, в районе башни "Луковка", позиционируют как памятный, установленный в честь русских воинов защитников Изборска, погибших во время русско-польской войны в 1657 году. Крест дополняет стела из черного базальта, точнее то, что от неё осталось, с надписью «На сем месте покоятся воины. Убиты в 1657 году» . Вот только местоположение и креста, и стелы периодически меняется и где они располагались изначально "загадка природы".
Завершить рассказ об изборских крестах мы хотим "Труворовым крестом" установленным у одноимённого городища (каменный крест высотой без малого 2,5 метра и шириной горизонтальных концов до 1,5 метров, не вкопанный, а вставленный основанием в каменный паз горизонтальной плиты), под которым, согласно народной молве, похоронен легендарный Трувор.
Для тех кто совсем не в курсе, государственность российская ведёт свой спорный отчёт с 862 года. Когда призванный на правление варяг Рюрик, стал князем в Новгороде, его средний брат Синеус в Белоозере, а младший Трувор в Изборске. Есть правда версия, что имена "Синеус" представляет собой искаженное старошведское « свой род » ( sine hus ), а «Трувор» — « верная дружина » ( thru varing ). Хотя логику в этом найти сложно. Приехал князь править, сам в Новгород, дружину за 200 км отселил, а родню аж за 400 км от себя услал. Странное поведение в чужой стране.
Официальная наука относит Труворов крест к поклонным (памятным) и датирует его XIV - XV веком. Правда как оказалось, данная датировка основана ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на палеографических исследованиях надписи на кресте "ЦРЬ СЛα IСЪ ХЪ HiKα", т.е. "Царь Славы Иисус Христос Ника" и знака "Голгофы" на средокрестии. Никаких археологических исследований не проводилось. Если не считать исследования графа Уварова, когда в ходе образовательной поездки великих князей в 1878 году была поднята одна из плит и проведён небольшой "раскоп". Отчет об этих раскопках не сохранился, кроме "устного резюме", что ничего "интересного" не нашли.
В большинстве источников почему-то практически не упоминается, что "Труворов крест" не единственный. Рядом с ним расположены остатки сломанного креста (слева) и плита с "гнездом" для установки, позволяющие предположить, что эти утраченные кресты не сильно уступали размерами "Труворову", являющемуся одним из самых больших каменных крестов.
А если прибавить к этому, что на плитах-основаниях (куда вставлялись кресты) имеются высеченные треугольные и квадратные знаки - Вавилоны, о смысле и назначении которых (от религиозных до азартных игр) спорят учёные и на основании которых датируют возраст плит, значительно старше крестов, то картина становится ещё загадочней и порождает множество альтернативных версий.
В итоге получается, что загадочные каменные кресты Изборска, установленные в месте, имеющем одну из самых древних историй в нашей стране и с которым связана легендарная история русской государственности, изучены только по "надписям на заборе". Вообще особого уважения к этим крестам не наблюдается. Таскали их с места на место и при царях, и при Советской власти, и сейчас. Цели были разные, но переносили их с места на место особо не изучая и не задумываясь. Даже в Пскове, у Покровской башни имеется крест, перенесённый из Изборска, а уж о так называемых "закладных крестах" и говорить нечего.
Обещанные ссылки:
Лайки и подписка не обязательны, но приветствуется)))