На протяжении всей человеческой цивилизации существовала проблема призрения и социальной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей. Перемены, происходящие в развитии общества, изменяли направление и подходы помощи данной категории нуждающихся.
Традиция заботы о слабых и немощных была заложена еще в период язычества. Однако понятие сиротства в то время относилось не только к детям, лишенным родителей, сиротами считались и старики – типология «старых и малых». Так в словаре С.И.Ожегова сиротство трактуется более широко, чем принято сейчас. Сирота – это беспомощный, одинокий, бедный, бесприютный, а также субъект, не имеющий ни отца, ни матери.
Общность постепенно формировалась и появлялись другие институты поддержки сирот в пределах своего родового, общинного пространства.
Первоначально это были чисто экономические мотивы. Так, еще на стадии первобытной коммуны возникли связи между членами разных общин – дарообмен. Дар представлял собой переход вещей из собственности одного субъекта в собственность другого и обязательно предполагал отдаривание. Такая система хорошо просматривалась в мотивах усыновления и появления института «приймачества». Принятый в семью сирота должен был вести хозяйство, почитать своих новых родителей.
Другая форма поддержки сироты – общинная, мирская помощь выглядела следующим образом. Ребенок переходил из дома в дом на кормление, при этом сироте могли назначать общественных родителей, которые брали его на свой прокорм.
В X–XIII вв. происходит изменение парадигмы помощи и поддержки нуждающихся. Это связано с устройством социально – экономической и социокультурной ситуации. В 988 году официальной религией становится христианство. С ее принятием появляется и особая организация – всем нам известная церковь.
Основными объектами помощи становятся больные, нищие, вдовы, сироты. В то время даже существовало такое понятие, как «монастырские детеныши», в число которых попадали осиротевшие бедные и разоренные боярские дети . В некоторых монастырях, например в Кирилло – Белозерском, функционировали детские приюты. Дети находились под присмотром специально приставленного к ним старца. Монастырь брал этих сирот «на корм», одевал их и приспосабливал к различным работам.
С X по XVII вв. на Руси самой распространенной формой личной благотворительности в то время была милостыня. Духовенство строило богадельни, госпитали, училища для мальчиков и девочек. Еще в XVII в. монахи опускали за стены монастырей специальные сплетенные корзины для того, чтобы бедные, несчастные, страдающие матери могли положить туда своего ребенка.
При царе Алексее Михайловиче получила развитие идея постепенного сосредоточения призрения в руках гражданской власти. В это время были созданы приказы, специально занимающиеся призрением бедных и сирот. В 1682 году был подготовлен проект, согласно которому из общего числа нищих выделялись нищие безродные дети. Здесь же впервые ставится вопрос об открытии для них специальных домов с целью обучения грамоте. Именно этим проектом завершается эпоха зарождения государственного призрения.
Что же касается попечения о детях – сиротах с помощью специальных детских учреждений, то этот вид помощи берет свое начало в 1706 году, когда Новгородский митрополит Иов построил за собственные средства в Холмово – Успенском монастыре «сиропитательницу» [ 5 ] . Из заведения дети поступали в устроенные Иовом школы, после чего становились церковнослужителями. Тем самым он положил начало истории детских сиротских заведений.
Обратимся к устройству о сиротевших детей в семью того времени. Существовали знакомые нам две формы устройства – усыновление и опека. Постепенно о пека начинает подвергаться детальному правовому регулированию, четко обозначенным становится круг возможных опекунов, куда могут входить отчим, ближайшие родственники ребенка. Появляется опека по назначению органами, имеющими властные полномочия – церковь.
Свою лепту в организацию опеки над детьми внес Петр I. На этот счет появилось следующее указание: магистраты (не церковь) обязаны смотреть, чтобы сироты не оставались без опекунов; их назначение и наблюдение за ними также поручалось магистратам. Это можно считать первым установлением опеки как особого государственного учреждения с властью, контролирующей деятельность опекунов.
Кроме опеки и усыновления в России примерно с XIX в. начали вводиться патронат и патронаж, то есть помещение беспризорных детей, больных и других лиц, нуждающихся в заботливом домашнем уходе, в частные семьи. Появляется понятие патроната для «падших, но которые не утеряли силу воли», он включал заботу о здоровье ребенка, начальном образовании и развитие его способности к труду. Семье, принявшей к себе на патронат ребенка, выплачивалось разное по размерам пособие: 5 рублей на маленького ребенка, и гораздо меньше на старших, так как они могли помогать по хозяйству, а значит, зарабатывать деньги. Чтобы облегчить положение ребенка, переданного на патронат, организовывался надзор за выполнением обязанностей.
В начале XIX в. предметом государственной заботы оставалось устройство осиротевших бездомных детей в различного рода учреждения. Но уже предпринимались попытки поиска путей оказания помощи нуждающимся матерям. Так, Павел I издал Указ о выдаче пособия бедной матери, которая не могла воспитывать детей собственными средствами. Но желающих получить это пособие оказалось огромное количество и выплаты вскоре прекратились.
Обратимся к постреволюционной России и посмотрим, как обстояло дело с организацией социальной поддержки в этот период. Так после 1917 года советская республика столкнулась с массовым сиротством и беспризорностью, основной формой устройства стали государственные детские дома. Все дети признавались детьми государства и находились под его защитой. Видов учреждений для детей – сирот существовало достаточно много: детские коммуны, трудовые колонии, пионердома. Однако к середине 1930 – х годов все формы были сведены к одной – детский дом. В 1945 году создано более 650 детских домов для детей, которые в войну потеряли родителей. В них по – всему СССР находилось более 600 тысяч детей, а в России – 400 тысяч детей.
В настоящее время используется более широкий спектр устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется социальная поддержка. Что касается традиционных детских домов, то и в них произошли качественные изменения, при устройстве детей – родственников в интернатное учреждение используется принцип неделимости. Подобные детские дома относятся к домам семейного типа. Ярким примером является детский дом № 1 округа Муром Владимирской области.
В наше время активно развивается сеть временных приютов для детей, оставшихся без попечения родителей. Один из таких приютов является «Дом Астрид», открытый в 1991 году в городе Санкт – Петербург. В нем практикуется создание домашних групп, повторяется опыт воспитательных домов дореволюционной России, когда детей – сирот определяли в попечительские семьи. В данном приюте практикуется вид работы подростков с трудовыми книжками и заслуженной заработной платы.
В настоящее время функционирую коррекционные школы – интернаты. Пример такой системы специальная (коррекционная) школа – интернат №53 г. Новоуральска. В ней главенствующей задачей является формирование компетенций, сопутствующих социальной адаптации детей, повышение уровня общего развития воспитанников и их подготовка к самостоятельной жизни. В школе – интернате №53 большое внимание уделяется социально – правовому воспитанию ребят, для этого реализуются проекты « Я и закон», «Школа безопасности», «Мой дом», позволяющие воспитанникам получить систематизированные представления о правах человека, сформировать у них ответственность за исполнение возложенных на гражданина обязанностей.
Таким образом, подводя итого вышеизложенному, сделаем вывод о том, что для улучшения проблемы детской беспризорности потребовались значительные усилия, как со стороны государства, так и общества в целом и огромное количество времени. Опыт предоставления социальной поддержки детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей представлен учреждениями различного типа, со временем данные учреждения получили преобразования, трансформировались, появился принцип неделимости детей – родственников. Трансформировалась и работа специалистов данной сферы по средствам включения в свою профессиональную деятельность возможностей предоставления социальной поддержки через социально – педагогические, социально – правовые, социально – групповые виды помощи.