Газлайтинг
Немного о психологии. О газлайтинге сейчас модно говорить. Может быть, даже модно вворачивать это красивое слово в разговорах. Не знаю, все ли правильно понимают значение этого понятия. Но вроде бы оно не такое уж сложное, чтобы его не понять.
Но все равно кратко поясню. Если один человек всячески вводит в заблуждение другого, стараясь ему доказать, что он делал то, чего не делал (или видел то, что вроде как видеть или слышать не должен), это и есть газлайтинг. В результате таких действий жертва становится неуверенной в себе, теряет равновесие. И ею проще манипулировать.
Я специально не втискиваю разные умные цитаты психологов и прочих врачевателей душ. Вряд ли кто-то это будет читать. А кому интересно, тот тусуется на профильных сайтах. Меня же газлайтинг заинтересовал не только, как термин в психологии. Мне всегда было интересно наблюдать за тем, как из кино и литературы в психологию приходят термины. И хорошо так укрепляются. Ну кто ж не знает о “синдроме Плюшкина”? Пожалуй, тот, кто “Мертвых душ” в глаза не видел.
А теперь и сам фильм
Версий этого фильма несколько. Я беру в расчёт старую добрую классику 1944 года. Полагаю, нет нужды напоминать, что в это время творилось в мире. Но злопыхать не буду, а то углублюсь в дебри истории и второго фронта.
Почему этот фильм? Может, потому что он мне попался первым. Может, потому что он самый такой классический. Конечно, есть более ранняя версия. Та самая, которую потребовали уничтожить. И которую, конечно же, уничтожили не до конца. Может, именно это и имел в виду Воланд, когда говорил, что рукописи не горят? Пусть и не рукописи, а пленка фильма?
“Газовый свет” - сразу и не поймешь, почему такое название. То есть, можно понять, если знаешь, что такое газлайтинг. Да, я люблю задумываться над смыслами названий. Пытаться понять, нет ли там отсылок к чему-то интересному, как смысл вытекает из сюжета. И когда этот самый смысл раскрывается лишь ближе к концу для меня это самый смачный шик. Ну да ладно.
Как нетрудно догадаться, этот фильм черно-белый (может, кого-то удивит, но самые первые фильмы в истории были цветными). Наверное, что-то пижонское есть в моей любви к черно-белым лентам. Не то, чтобы я не смотрю цветные. Еще как смотрю. И даже могу любоваться красивой картинкой. Но в черно-белых есть что-то завораживающее. А еще фильм этот со звездным актерским составом.
Поначалу, говорят, на роль главной героини искали других актрис. Например, известная Хеди Ламарр (три секунды рекламы - у меня есть про нее статья). Так вот, если бы она там снялась, фильм, разумеется, получился бы другой. И мне бы хотелось увидеть, как оно было бы. Но главную героиню сыграла Ингрид Бергман. И фильм от этого хуже не стал. Не зря же она получила за свою роль Оскара.
Немного эмоций по сюжету
Тут мне хотелось пафосно сказать - а сейчас я расскажу о фильме такого-то жанра. Ну… какого? На детектив это тянет слабо. Хотя, может быть, на одну из его разновидностей. Я не все вариации знаю. Это точно не повседневность, иначе вряд ли бы мне захотелось это смотреть. Может быть, некая костюмированная лента (действие происходит в викторианские и вроде как эдвардианские времена).
Может быть, триллер. Может, с примесью нуара. Мелодрама? К счастью, не совсем.
Главный герой - отвратительно привлекательный молодой человек. Из разряда - кирпичом по лицу. Всем-то он нравится, всем хорош. А на деле черт знает что вытворяет. На самом деле я знаю что. Но не хочу спойлерить. Могу только сказать, что все то, что он делает - приемы газлайтинга. Не вздумайте это повторять в домашних условиях. Вам не понравится, гарантирую.
На самом деле сильной интриги, кто здесь главный злодей, нет. Как и той, кто здесь главная жертва. А главная жертва - девушка, ставшая его женой. Все так знакомо, да? Любовь, морковь, счастье до небес. А потом уже потихоньку расшатанные нервы. И пышущая здоровьем красавица превращается в пугливую тень самой себя. Отвратительно. Хорошо хоть конец не разочаровал. А то бы вообще, ну никакой справедливости в фильме не было.
Естественно, тут есть и стереотипный спаситель. Куда же без него. Он, конечно, по долгу службы спасает. Но и из личных побуждений тоже. Все, как положено. С другой стороны, должен же кто-то пойти и захватить преступника. С чего бы ему тут на свободе шляться, да чужое присваивать.
И, конечно, можно в фильме наглядно посмотреть как происходит газлайтинг. И что происходит с его жертвами. В современных условиях - это всего лишь один из инструментов психически ненормальных личностей. Но я не буду вдаваться в эти дебри.
И напоследок
Я все-таки советую посмотреть этот фильм. Не только из-за художественной ценности. Не только потому что можно тогда не читать “Улицу ангелов”, по мотивам которой снят. Но и потому что на всякий случай. Предупрежден, значит, вооружен.
А если не нравится старая версия, можно посмотреть более новую. Среди фанатов до сих пор случаются дуэли по поводу того, какая лучше. Только вот дело в том, что у каждого свой вкус. И правых здесь нет.