В середине 90-х годов в Гонконге сняли боевик, который только по какой-то вселенской несправедливости не стал заметным явлением в мировом кино и со временем не превратился в объект культа для поклонников жанра. Меж тем, фильму «Лезвие» известного кинорежиссёра Цуй Харка самое место в одном ряду с «Выходом Дракона» или «Полицейской историей».
Может, собственно боевые сцены и не выглядели в «Лезвии» столь эффектно, как в двух упомянутых выше «каратешных» картинах, но по своим художественным качествам данный боевик явно превосходил остальные. Он был почти экспериментальным, если обратить внимание, с какой революционной подвижностью на съёмках работали операторы, как неожиданно и причудливо выстраивалась композиция каждого кадра, как экспрессивно монтировались эти кадры. Сюжет уже не особо важен - самое изображение завораживало и затягивало зрителя.
Но сюжет у «Лезвия», конечно, тоже есть. Он разворачивается — по многим признакам — в Средние века, славившиеся мрачностью и жестокостью. Полна жестокости и насилия история двух молодых друзей, которые работают на фабрике по производству холодного оружия. Между ними есть соперничество за сердце дочери владельца фабрики и за звание лучшего оружейника, достойного занять место стареющего мастера.
Но все обиды и соперничества забываются в минуты опасности. А они возникают на каждом шагу. В округе беспределом занимается шайка бродячих охотников, которые расставляют капканы, куда попадают не только дикие животные, но и собаки, кони, люди. Распоясавшиеся из-за безнаказанности бандиты могут ворваться в селение и начать забирать девушек покрасивше или попросту забить странствующего монаха за то, что посмел заступиться за приглянувшуюся шайке девку. Оружейники, воспитывающиеся в рамках моральных понятий, вступают с шайкой в конфронтацию.
Особая сюжетная линия в «Лезвии» связана с прошлым одного из друзей. Малышом он осиротел, когда его отца зарезал некий таинственный «летающий» убийца, чьё тело покрыто татуировками. Теперь юноша жаждет отомстить ему и бросается на поиски, как только появляется малейшая зацепка.
«Лезвие» экспериментально даже в способе повествования. Этот, традиционный, в общем-то сюжет мести, дружбы и столкновения с бандитами рассказывается... от лица взбалмошной девицы, глуповатой и эгоистичной дочки главного оружейника. И это тоже делает фильм Цуй Харка неординарным произведением азиатского «боевого» кино.
Талант Цуй Харка, умудрявшегося в лучшие годы выпускать сразу по несколько картин в год (причём, картин далёких от халтуры) не остался без внимания Голливуда. Квентин Тарантино называл «Лезвие» в числе любимых фильмов. А уже через год Харку доверили крупные бюджеты и именитых звёзд в Америке. Сначала он снял в Голливуде «Двойную команду» с Жан-Клодом Ван Даммом, Дэнисом Родманом и Микки Рурком, а следом ещё раз поработал с Ван Даммом над боевиком «Взрыватель».