Когда мне бывает трудно, я иду на Мойку, 12 - к Пушкину. Вхожу в его квартиру - последнюю квартиру, где он жил и где умер. Пробегаю через комнаты в кабинет, смотрю на его стол, на его книги. <> и этого человека я люблю.
За что люблю? За веселье, и мудрость, и грусть, и благородство. За верность той мечте о свободе, которую он пронес через нелегкую свою жизнь. За умение чувствовать себя счастливым даже тогда, когда это очень трудно.
Так пишет о Пушкине Наталья Григрьевна Долинина, филолог, педагог, писательница и драматург, член Союза писателей СССР.
Родилась Наталья Григорьевна в 1928 году, в Ленинграде. Подростковые годы выпали на годы войны - Наталье Григорьевне пришлось испытать тяготы Блокады Ленинграда, позже - жить в эвакуции. В 1950-м году Долинина закончила филологический факультет ЛГУ, и устроилась работать в школу рабочей молодежи. И затем около пятнадцати лет преподавала в разных школах Ленинграда. После вынужденного ухода из школы стала литератором. Опыт работы с детьми Наталья Григорьевна смогла перенести на страницы своих книг. Ведя за руку своего читателя сквозь хитросплетения русской классической литературы, Долинина делится своими открытиями:
Вот поэтому для меня главный герой романа - все-таки сам Пушкин. Как бы я ни сочувствовала Онегину, как бы ни любила Татьяну, как бы ни жалела Ленского, для меня самым близким и интересным из всех людей в романе остается автор. <>
Он берет строчку из знакомой каждому его современнику басни Крылова «Осел и мужик» «Осел был самых честных правил...» и переделывает ее по- своему.
Критика Долининой
Долинину критиковали. За излишнюю категоричность в суждениях, за отождествление лирического героя из романа "Евгений Онегин" с Пушкиным. Ее разбор Печорина ругают за психологический разбор поступков героя, игнорирующий мировоззренческую проблематику романа:
Бедный Максим Максимыч! Весь его опыт, и суровость, и все его мужество — для горцев. С горцами он может быть осторожен, хитер п тверд, потому что они для него — не люди. Перед Печориным он пасует, и Печорин знает это. Будь у пего другой начальник, Печорин, может быть, и не осмелился бы на такой рискованный шаг, как похищение черкешенки. Но Максим Максимыч с первой встречи поставил себя в положение приятеля, а не начальника: «... пожалуйста, зовите меня просто... приходите ко мне всегда в фуражке».
Высокой оценки критиков удостоились "По страницам Войны и Мира" и "Предисловие к Достоевскому".
Мои ученики и их родители
Помимо филологических диалогов с подростками, Наталья Григорьевна писала о темах, волновавших ее во время работы в школе: общих темах воспитания детй и разных нравственных проблемах. Красной нитью через все ее произведения проходит идея уважения ко всем, кого воспитываешь.
«Мои ученики и их родители» (1959),
«Человек - людям» (1961),
«Против эгоизма и эгоистов» (1961)
«Сколько стоит хлеб » (1963)
В книге «Взрослые или дети?» (1965), адресованной уже учителю, автор рассказывает о работе классного руководителя и о старшеклассниках, которые являются уже в значительной степени взрослыми, самостоятельными и требуют к себе соответствующего отношения. В книге «Звание мужчины » (1970) Долинина обращается прежде всего к старшеклассникам, будущим мужчинам. Учитывая законы возраста и опираясь на книжный материал (образы трех мушкетёров, капитана Тушина), автор говормит о необходимых качествах мужчины:
«умение самому справляться со всеми своими проблемами», «настоящий мужчина - тот, у кого есть дело… кто всякое дело прежде всего хочет сделать сам».
В книге «Просто размышления» (1977), предназначенная для детей среднего и старшего возраста, Долинина предлагает: «…поделиться своими размышлениями о тех вопросах, которыннепременно решает для себя каждый человек… В чём счастье? Что такое дружба и что такое любовь? В чём долг каждого человека перед людьми? В чём сложность наших отношений с родителями?»
В 1975 в популярной книге «Дорогие родители!» затронула, в частности, тему важности сексуального воспитания подростков — за четыре года до появления новаторской работы И.С. Кона «Психология юношеского возраста».
А вот прекрасная цитата из книги воспоминаний о преподавании в школе рабочей молодежи "Первые уроки":
Мы читали стихотворение Пушкина «Пророк». Я старательно объяснила каждую строчку, потом еще раз с упоением прочла:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился…
Потом вызвала Афанасьеву, чтобы она рассказала о своем восприятии стихотворения. Афанасьева начала так: «Пушкин шатался по пустыне и на путях встретил Симферополя…».
Класс НЕ грохнул от смеха. Никто в классе не заметил, не почувствовал ничего особенного в ее словах. Мне захотелось повеситься тут же, не выходя в коридор.
Самая известная книга Долининой
— Спекулировать так спекулировать. Выходит, мы с матерью на старости лет вас даром кормим, да? Придётся переучиться.
— Папа, — говорю я. — Вы не старые. Вам только двадцать девять лет.
— Ничего, с таким сыном довольно скоро будем старые.
Эту книгу обычно читают ребята из начальной школы. Она очень смешная. О близнецах, проживающих в далеких от нас, шестидесятых годах. Признавайтесь, кто ее читал?
Как видите, Наталья Григорьевна не зря 25 лет занималась литературным трудом. В ее арсенале есть книги для разных читателей, с разными читательскими запросами. А для вас ее книги актуальны?