Посмотрела еще раз недавно "Мертвых ласточек" и захотелось почитать такого же, с нашей родимой хтонью и нечистью чтобы. И конечно, вспомнила про "Вьюрков".
“— Потому ты и стал дачным, – кивнула Катя. – Тут ты – человек обособленный, отдельный, никто к тебе не лезет и в тебя не лезет. Даже Интернет… помнишь, тут с Сетью вечно проблемы были? И еще на дачу всегда старое тащат, хлам весь этот. И сами домики древние, новая дача – она же какая-то неправильная, да? Как будто мы тут время остановить пытаемся, потому что не успеваем…
– А может, мы сами все это и сделали? Остановили время, убрали выезд? Сделали дачу вечной, чтобы… ну, навсегда спрятаться? А чудищ позвали, чтобы скучно не было…”
Старый дачный поселок. Домики, пахнущие деревом, пылью и мышами. Ситцевые занавески и самодельные половики на деревянном полу. Полуденный зной, деревья и огород, где можно часами лениво бродить - “пастись”, как это называла моя бабушка — щипая то горох, то еще недозревшие ягоды смородины с куста, кривясь от оскомины. Или пойти на речку, через лес, что начинается сразу за забором. И лето, бесконечное жаркое лето… Идиллия? Или самый страшный кошмар?
Я очень люблю книги, где автор играет со старыми мифами и сказками. А уж когда начинают обыгрывать старые русские мифы и былички, деревенские и городские страшилки… В этом плане “Вьюрки” —практически идеален. Размеренные, почти бытовые зарисовки дачного неспешного быта - куда чем дальше, тем чаще врывается что-то — или кто-то. Нездешний. И из глубин памяти всплывает то, что помнили предки: одежду наизнанку, заговоры и прочие, такие хрупкие обереги нашего мира от пришлого.