Найти тему
Ерофей и его заметки

Фильм «Грейхаунд»

Фильм «Грейхаунд», 2020 г.

Наиболее часто встречающееся в сети мнение об этом фильме можно свести к краткому определению «середнячок». У меня сложилось несколько иное впечатление.

Февраль 1942 года. По Северной Атлантике из Америки в Англию идёт вымышленный конвой HX-25 в составе 37 транспортов. Немногочисленные корабли охранения (всего четыре штуки) возглавляет вымышленный эсминец «Грейхаунд» (вполне реального типа «Флетчер»).

Конвой, естественно, атакуют немецкие подводные лодки. А корабли охранения, естественно, превозмогают.

Главный превозмогальщик, он же капитан «Грейхаунда» и командир всех кораблей охранения – Том Хэнкс. В принципе, он тут не то, что главный герой, он тут единственный герой. Остальные лица – просто декорации.

Жил отважный капитан, он объездил много стран… А может и не объездил, ведь не смотря на изрядный возраст, первый свой корабль он получает под командование только после Перл-Харбора. Правда, почему начальство его зажимало, нам не рассказывают. Нам вообще почти ничего о нём не рассказывают кроме того, что он жутко набожный (для Америки не редкость). И что его немного динАмит любимая женщина.

Про других действующих лиц вообще сказать нечего, люди-функции, чины корабельной команды. Ни характеров, ни конфликтов, ни развития персонажей, ровным счётом ничего. Вообще ничего.

Актёрский состав подобран соответствующим образом – корабельные чины просто что-то там говорят, по флотским обычаям по десять раз повторяя друг другу одно и то же. Даже лиц узнаваемых тут нет, кроме двух. Старпом – изрядно постаревший «малыш Томми», тот самый, что «ненавидит цыган», Стивен Грэм. А капитанова любовь, что не захотела за него замуж идти – та самая стервозная директорица из недавнего антисупергеройского сериала «Пацаны», Элизабет Шу.

В общем, всё сконцентрировано на Хэнксе. Но его герой вышел абсолютно никакой. Вот ему за пятьдесят, а он впервые командует кораблём. И это вообще его первый боевой поход. И он сразу командир всей группы охранения. И он сразу весьма крут и подкован в тактике противолодочной борьбы, словно всю жизнь водил конвои через Атлантику. И немецкие унтерзееботы щёлкает как семечки. Н-да. Как я уже сказал, никаких конфликтов, никакого развития.

Короче говоря, с героями полный пролёт. Тогда что остаётся? Собственно, «экшн», морской бой? ОК, глянем, что там и как.

Про «компьютерную графику» вместо натурных съёмок ничего говорить не буду. Кому-то в глаза бросилась «нарисованность» того или другого, я особого внимания не обратил. Тем более визуально всё дано неплохо, серенько так, сыренько, промозгленько. Зимняя Северная Атлантика это вам не солнечные тропики.

Про «заклёпки» тоже ничего особенного не скажу. Ну, несколько халтурно нарисовали немецкие унтерзееботы, и ладно, чёрт с ним.

А вот разворачивание сюжета, которое, в принципе, просто отражает боевые действия, это что то с чем то. И ладно бы были какие-то немногочисленные, а пусть даже и многочисленные, огрехи и ляпы, которые можно простить ради увлекательного развития событий. Но тут нет никакого развития событий! Просто скука смертная!

Ну, плывут. Ну, кого-то потопили. А кого-то не потопили. И что? Где драма (а лучше трагедия)? Где раскручивание интриги? Где вообще сюжет? Просто неинтересно.

Хорошо, пусть будет не развлекательно-завлекательный фильм с лихой сюжетной раскруткой, пусть будет тягучая тяжёлая занудная реалистическая драма (пятичасовой вариант немецкой «Das Boot» помните?). Но тут, в «Грэйхаунде», нет ни драмы, ни реализма! Про драму мы уже поговорили, ни героев, ни развития. Что до реализма… Ну какой реализм с рикошетирующими от борта корабля торпедами?

Немецкие подводные лодки, которые преследуют и догоняют в подводном (!) положении не только торговые суда, но и эсминцы сопровождения. (Чтобы понятнее было: скорость подводной лодки под водой – 7 узлов, в надводном положении – 17 узлов. Скорость эсминцев типа «Флетчер» 36 узлов. Торговые суда, если они не океанские пассажирские лайнеры, конечно не отличались быстроходностью, но уж точно не медленнее погружённых подводных лодок ходили).

Подводные лодки не особенно прячутся, захотели – всплыли на виду конвоя, захотели – погрузились. Вообще-то, замеченная подводная лодка, считай, потопленная подводная лодка. А тут одну лодку, повреждённую и всплывшую, два (!) эсминца битый час в упор долбили изо всех своих стволов, так она ещё огрызалась и повредила оба эсминца своей артиллерией. Будь такое в реальности, гроссадмирал Дёниц плакал бы от счастья и гордости за своих подводников.

А уж когда немецкий капитан связался по радио (!) с «Грейхаундом» и начал запугивать команду да ещё и натурально волком выть… А на следующий день ещё раз связался, и ещё раз подавил на нервы… Тушите свет, сливайте воду. Кино и немцы. Нет, у нас регулярно ходят дурацкие байки о том, что немецкие танкисты связывались с нашими танкистами по радио и чегой-то такое нехорошее говорили. Но это такая чушь, что её не стоит даже опровергать тем, что частоты, на которых работали танковые радиостанции у нас и у немцев были разные. А тут, значит, подводная лодка пугает эсминцы. Ну-ну. Я уж не буду говорить о том, что эсминец и в одиночку способен порвать обнаружившую себя подводную лодку как тузик грелку. А тут эсминцев несколько.

И я так и не понял радости моряков, что они достигли радиуса действия британской противолодочной авиации и теперь защищены. Ведь на подмогу прилетела одна-единственная «Каталина» и тут же вывалила весь свой боезапас. И какой теперь от неё толк? (Я даже не спрашиваю, почему это была американская «Каталина» а не британский «Сандерлэнд» - понятно, чтобы не рисовать две разные модельки самолётиков, ведь одна «Каталина» уже была в начале).

Общий итог проводки конвоя – в конвое минус один эсминец охранения, минус один танкер, минус пять транспортов и ещё два повреждённых. И ещё три немного побитых эсминца. В обмен на четыре потопленных немецких подводных лодки. Вроде как эпично, прямо «конвойная битва», как это принято называть. Но так плохо снято… Для напряжённого экшена не хватило ни напряжения, ни экшена. Для размеренной «производственной драмы» не хватило ни размеренности, ни драмы. Откровенно скучно и неинтересно, ни сопереживания, ни сочувствия, ничего. Ах да, ещё один «плюс» в проводке конвоя забыл - мучающийся бессонницей капитан Тома Хэнкса, потопив всё, что шевелилось в Атлантике, наконец закемарил.

Слабый, очень слабый фильм. Главное его достоинство – продолжительность. Короткий. Идёт всего час двадцать. Иначе зритель заснул бы раньше отважного капитана.

(Версия в LiveJournal)