Советские объективы - тема популярная и сегодня, пусть и в узких кругах - у любителей более дешевой ретро фототехники, у начинающих фотографов, у которых пока нет возможности (или необходимости?) покупать современные фирменные объективы.
Но может ли эта техника, или хотя бы некоторые ее представители, на самом деле конкурировать с оригинальными объективами от Nikon и Canon? Давайте это проверим на примере одного из серьезных советских объективов - Гелиос-40 85 1.5., который и сегодня стоит довольно не малых денег - на Авито за него просят 20-45 тысяч рублей, а это хоть и все еще меньше, но уже вполне близко по цене к современным автофокусным аналогам.
По размерам и диаметру стекол (и весу тоже) он значительно превосходит все, раннее виденные мной, более дешевые советские объективы - этого требует впечатляющая светосила!
Все настройки естественно мануальные - фокусировка (расстояние от 0.8 метров) и диафрагма (1.5-22) задаются только вручную, что без сомнения, довольно сильно осложняет не только его использование с цифровыми камерами, но и уменьшает шанс попадания в фокус снимаемого объекта, особенно на открытых диафрагмах. Однако, через некоторое время к этому привыкаешь, и процент попадания в фокус определенно повышается.
Резьба - M39, для установки на Canon понадобилось 2 переходных кольца- 39-42, и 42 на байонет Canon EF.
Теперь о плюсах. Объектив однозначно обладает своим особыми характером, который проявляется как в очень приятной "пленочной" цветопередаче, в поразительной резкости, и, в так желанных для многих творческих фотографов, особых мягких световых "эффектах", которые проявляются при работе "против света":
Фотографии не были подвержены обработке, все "как есть"
Пару слов заслуживает бокэ - с 10-ти лепестковой диафрагмой, рисунок получается удивительно художественный.
Этот объектив, не смотря на отсутствие АФ, однозначно заслуживает 5 звезд с точки зрения выдаваемой картинки, и иметь такую штуку в своем арсенале фототехники, я думаю, хотел бы любой творческий фотограф, который может позволить себе спокойно и неторопливо работать на благо искусства, пренебрегая скоростью и некоторым удобством.
Его девиз - медленно, но ЯРКО!
Для профессиональной работы, где нужна скорость и точность, Гелиос-40 скорее всего не подойдет, ввиду очевидных причин.
Более подробный видео-обзор можно посмотреть тут:
Если вы снимали на этот или похожий мануальный объектив, напишите о своих впечатлениях в комментариях, было бы очень интересно узнать как у вас получалось!