В современном мире ключом к успеху является грамотная речь и умение вести диалог. Учиться этому никогда не поздно, возраст в этом деле не играет особого значения, особенно в кризисные времена, когда увеличивается конкуренция.
Джон Рокфеллер утверждал, что «умение общаться с людьми — это товар…», и что он заплатит за него «… больше, чем за что-либо другое на свете». Не думаем, что кто-то будет спорить с этим, ведь речь, по своей сути, является самым мощным и эффективным инструментом общения не только на работе, но и дома.
Еще в детстве нас учили правильно говорить, не использовать слова, засоряющие речь. И вот лингвисты из Гарварда и Пенсильванского университета обнаружили менее очевидные, но не менее важные признаки неуверенности в речи.
В журнале Aeon вышла статья о том, как распознать чужие комплексы под маской самоуверенности и улучшить навыки самопрезентации.
Вот основные разделы статьи
В первую очередь, остерегайтесь саморекламы, потому что это в первую очередь выдает комплекс неполноценности.
Американские исследователи сайтов в отдельных университетах сообщают, что люди, находящиеся на периферии какой-либо группы, более склонны к саморекламе, подчеркивающие их принадлежность к более высокой по статусу группе. А вот ключевые фигуры не демонстрируют свою причастность.
В одном из исследований сравнивались сайты престижных университетов, предлагающих программы PhD, и университетов, предоставляющих лишь возможность получить степень Магистра.
И те, и другие дают возможность получить высшее образование — в отличие от колледжей. Но исследователи предположили, что вузы, специализирующиеся на магистратуре, будут не так уверены в своем статусе.
Добровольцам нужно было проследить, как часто на сайтах используются только названия учебных заведений или их статус (например, «Гарвардский университет»).
Оказалось, что «магистерские» вузы действительно чаще называли себя университетами, чем более престижные учебные заведения с программами для аспирантуры.
Таким же образом ученые исследовали сайты международных аэропортов: оказалось, что маленькие аэропорты гораздо чаще подчеркивают свой международный статус, чем аэропорты уровня Хитроу.
У социологов есть термин, обозначающий то, как люди изменяют свою речь, чтобы звучать более солидно: лингвистическая неуверенность.
Низкая самооценка выражается в местоимениях
Неуверенные в себе люди причисляют себя к группе сильных личностей, но всё же говорят только за себя. Их низкая самооценка выражается в частом использовании слова «я», а это сигнализирует об униженности и подобострастии.
До недавнего времени многие эксперты считали, что частое использование слова «я» свойственно натурам властным, стремящимся ко всеобщему вниманию. На самом деле оказалось всё это не так.
«Человек с высоким статусом фокусируется на окружающем мире, а человек с низким статусом интересуется самим собой» — считает Джеймс Пеннибэйкер, психолог из Техасского университета в Остине.
Неуверенность выражается не только в том, что вы говорите, но и в том, как вы это делаете. Коллеги рассказывали мне, что понижали голос, чтобы выглядеть более авторитетными в трудные моменты, или использовали высокопарные слова.
У социологов даже есть термин, обозначающий то, как люди изменяют свою речь, чтобы звучать более солидно: лингвистическая неуверенность. Она возникает, когда человек чувствует, что его язык сигнализирует о его неполноценности. Он пытается — сознательно или нет — «позаимствовать престиж» другой социальной группы, выбирая нетипичную манеру разговора.
Лингвист Уильям Лабов впервые исследовал это явление в 1960-х. Он обнаружил, что в Нью-Йорке представители высшего класса произносят звук «r», а горожане из низов чаще опускают его на конце слов или перед гласными.
Ученый попросил работников из престижного торгового центра Saks на Пятой авеню и дисконт-магазина S. Klein произнести словосочетание «forth floor». Оказалось, что сотрудники Saks гораздо чаще пытаются имитировать «элитное» произношение.
У лингвистической неуверенности есть и более экстремальная форма — гиперкоррекция: когда реальное или воображаемое грамматическое правило используется в неправильном контексте.
В таких случаях попытка говорить «правильно» парадоксально приводит к неверному результату.
Также существуют речевые особенности, которые мы ошибочно принимаем за признаки неуверенности, хотя они таковыми не являются. Например, надтреснутый голос, манера произносить утвердительное предложение с вопросительной интонацией — скорее свидетельство энергичности и склонности к новаторству, а привычка часто говорить «эээ» или «вы знаете» — признак открытости и честности рассказчика.