Найти в Дзене
Время Романовых

Тиары четы Романовых. Где они сейчас?

Ювелирное наследие монарших особ всегда привлекало к себе особое внимание. Тиары, как и другие украшения, всегда несли в себе определенный посыл и зачастую создавались специально под человека. Судьба тиар российской императорской фамилии, как, впрочем, и других украшений Романовых, сложилась незавидно – если не сказать трагически. Некоторым образцам русского ювелирного искусства повезло: одни попали в частные руки практически невредимыми, другие нашли для себя новых хозяек голубых кровей (например, британскую королеву Елизавету II), а на одну из них даже может взглянуть любой желающий, оказавшийся на выставке Алмазного фонда. Сегодня поговорим про некоторые из них.

Для ювелиров или любителей драгоценных украшений не последними словами являются французские tiare russe. Под этим выражением подразумевается перечень тиар и прочих ювелирных украшений, сделанных для представительниц царской династии Российской империи. Они вдохновляли и задавали моду во всей Европе, так что после свержения монархии в России их спасением занялись многие коронованные особы.

По определению Tiare russe - это классическая русская тиара, которая вдохновляет коронованных особ и ювелиров по всему миру вот уже не одно столетие. Сами по себе такие диадемы представляют собой гибкие ободки, из которых будто рассеиваются бриллиантовые «лучи». Главная прелесть таких украшений в их универсальности: русские тиары создавались таким образом, чтобы их можно было носить и самостоятельно, и нашивать на кокошник, и даже надевать как ожерелье. Считается, что такие тиары вошли в моду при дворе Николая I. Сегодня убранства, выполненные по образу и подобию tiare russe, можно найти практически во всех монархиях мира – от монакской до японской.

Российские правительницы обладали огромной коллекцией замечательных украшений, поговорить о каждой из них в одной статье невозможно. Так что здесь собраны лишь некоторые из царских тиар, но вы можете добавить, о чем бы ещё хотели узнать, в комментариях.

Александра Фёдоровна
Александра Фёдоровна

Известное украшение, в котором часто можно видеть Елизавету II, впервые было подарено английской принцессе Александре Датской – будущей королеве Великобритании. Произошло это в 1888 году. Это был подарок от группы придворных аристократок, желающих удивить принцессу Уэльскую по случаю ее серебряной свадьбы с наследником престола. Когда же Александру спросили, что бы она хотела получить, Ее Высочество рассказала об очень модной тиаре, которую носят в России, – о кокошнике. Такая форма была очень популярна в Европе в 19 веке, не без помощи российской императрицы. Да и российская императрица Мария Фёдоровна (супруга Александра III) приходилась принцессе Уэльской и будущей королеве Великобритании родной сестрой, так что вкусы их были схожи.

Для британской принцессы ее собственную tiare russe изготовили в Garrard. Впрочем, Александра Датская все равно носила свою тиару, скорее, на подобие коронета, чем традиционного кокошника. Выполнено украшение из белого золота и 488 бриллиантов. Носить тиару можно в том числе и как ожерелье. Удовольствие безумно дорогое даже для королевы. Тиара и сейчас считается одной из самый высокобюджетных из монаршей коллекции: тогда она стоила 4400 фунтов, что сейчас составляет примерно 400 тысяч фунтов, это более 32 миллионов рублей. Но нам стоит обратить внимание на ту тиару, которая была взята за образец и оставшаяся в памяти как олицетворение любви к русской культуре.

Тиара Марии Фёдоровны восхитительна в своей красоте. Она создаёт впечатление обрамляющего голову ее носительницы нимба, при этом придающего величественности.

Английская королева Елизавета II
Английская королева Елизавета II

Диадему Марии Фёдоровны ещё любят называть «русской подвенечной тиарой». Название это появилось не просто так. Именно в ней выходили замуж несколько поколений императорских невест, начиная со второй половины 19 века. Ее надевали вместе с императорской венчальной короной и другими украшениями, которые выдавались специально к свадьбе. Это была исключительно русская традиция: в Европе было принято изготавливать к каждому свадебному торжеству новый набор украшений.

Ее условным годом «рождения» считают 1800 год, создателем – именитого ювелира Якова Дюваля, а первой владелицей – Марию Федоровну, супругу императора Павла I. 

Чистейшие бриллианты разного калибра и огранки были привезены из Индии и Бразилии, а их совокупный вес составлял около 1000 карат! Держать на голове такое великолепие было и наслаждением и огромной работой одновременно.

Она выполнена в характерной для стиля ампир форме треугольника. Ее центральный ряд составляют свисающие подвижные бриллианты, в центре которых находится прекрасный розовый бриллиант в 13,35 карат. Кстати, раньше этот бриллиант был ярко-красного цвета из-за подложенной под него цветной фольги, как было модно делать в то время, поэтому и в историю он вошёл как «красный бриллиант». При каждом повороте головы драгоценные камни двигались, переливались и мерцали, что создавало непередаваемые эстетические ощущения.

Этой диадеме очень повезло: она удачно пережила все революции, и сегодня является ценнейшим экспонатом Алмазного фонда в Кремле, где на нее можно посмотреть. Обязательно советую посетить это место, ведь диадема Марии Федоровны – единственная оригинальная тиара Романовых, находящаяся в России (по крайней мере, официально).

Диадема Марии Федоровны
Диадема Марии Федоровны

Еще один шедевр, сделанный мастерской братьев Дюваль для императрицы Марии Федоровны – к тому времени уже вдовствующей - диадема под названием «Колосья». Эта диадема была одной из любимейших у Ее Величества – что, впрочем, неудивительно: убранство ее отличалось не только оригинальностью, но и филигранностью исполнения. Композиция состояла из шести изящных золотых колосков и лавровых листьев, стремящихся к центру, между которыми прорастали будто кружевные стебли льна. Такой стиль был характерен для рубежа 18-19 веков.

Вся тиара была полностью инкрустирована чистейшими бриллиантами, а в ее центре красовался огромный, 37-каратный, лейкосапфир, очень похожий на бриллиант, – прозрачный, с едва различимым золотистым оттенком. Этот камень символизировал солнце. Вся композиция была символом плодородности и могущества русской земли. Она олицетворяла собой русскую душу и каждый раз вызывала вздохи удивления и восхищения. Признаться честно, ее, пусть даже и на фотографии, я рассматривала дольше других: столько в ней точно выверенных деталей.

Говорят, что диадема очень ценилась императорской семьей. Мария Фёдоровна сама ее очень любила и своим завещанием включила это украшение в список коронных драгоценностей, которые передавались из поколения в поколение. Но уже спустя столетие уже новая, советская, власть не увидела в «Колосьях» какой-либо исторической или художественной ценности, как и во многих других бывших царский драгоценностях, и продала ее на лондонском аукционе «Кристи» в 1927 году вместе с другими украшениями. Ее дальнейшая судьба, к сожалению, остаётся неизвестной.

В 1980 году была создана копия этой тиары, которую назвали «Русское поле». От оригинала она все же отличается: в центре ее расположен золотой бриллиант, а рисунок колосков явно крупнее. Тиару тоже можно наблюдать в Алмазном фонде.

Колосья
Колосья

Жемчужную диадему ещё любят называть «Русской красавицей». Изготовлена она была по заказу императора Николая I для его супруги Александры Федоровны в 1841 году. Автором драгоценного шедевра стал придворный ювелир Карл Болин. В качестве материалов были использованы платина, бриллианты и, конечно же, каплевидный жемчуг.

История этого украшения тоже захватывающая: диадему можно считать символом моды того времени на все русское и нарочито национальное. По своей форме тиара напоминала кокошник, а ее самым узнаваемым элементом стал стройный ряд из 25 крупных натуральных жемчужин, отобранных Болиным из «ненужных» коронных драгоценностей. Тогда было принято украшения предыдущей императрицы разбирать и создавать из ее составляющих нечто новое, чтобы каждая из женщин носила уникальные украшения. Исключением были лишь те драгоценности, которые включались в список коронных, то есть принадлежащих всей династии. Их разбирать было ни в коем случае нельзя, они передавались по наследству. Жемчужины в этом украшении были подвижными, то есть при каждом движении головой они устраивали некий восхитительный танец.

Императрица Мария Федоровна, жена Александра III, так влюбилась в эту тиару, что в стала хранить ее в своих покоях, что обычно не позволялось.

В 1919 году Мария Федоровна уехала из России, забрав с собой исключительно повседневные украшения. Самые же драгоценные образцы, включая Жемчужную диадему, остались в Зимнем дворце, который перешёл под ведение новой власти со всем в нем хранящимся. Многие украшения, как мы уже говорили, были проданы на аукционах, в том числе и «Русская красавица». Она ушла с молотка на аукционе «Кристи» в 1927 году. Считается, что украшение было куплено фирмой Holmes & Co., а затем перепродано 9-му герцогу Мальборо (двоюродному брату Уинстона Черчилля), который приобрел тиару для своей второй жены Глэдис Мэри Дикон.

Затем в конце 1970-х украшение вновь было выставлено на торги, и на этот раз его владелицей стала сама Имельда Маркос, Первая леди Филиппин. Считается, что Имельда не имела ни малейшего понятия о том, какой невероятной историей обладает эта вещица. Некоторые даже считали, что Первая леди разобрала тиару. Но слухи оказались не верны. Сегодня известно, что «кокошник» был конфискован государством и сейчас находится в Центральном банке Филиппин, ожидая, как говорят, очередного аукциона. С 2015 года правительство Филиппин рассматривает предложения аукционных домой по продаже в том числе и этого украшения.

В 1987 году была создана по сохранившимся изображениям почти точная копия тиары, которую разместили в Алмазном фонде. Она сделана из платины, целой тысячи бриллиантов и 25 жемчужин.

Жемчужная диадема
Жемчужная диадема

Не менее громкая история охватывает тиару, названную Владимирской. Это убранство знают многие, ведь сегодня его хозяйкой является сама британская королева Елизавета II, которая в свою очередь получила ценное украшение от своей бабушки, королевы Марии Текской, известной любительницы дорогих украшений.

Украшение представляет собой изящное переплетение из 15 бриллиантовых колец, в центре которых свисает по одной массивной грушевидной жемчужине, – это очередное творение мастерской Болина. Эта тиара не имела отношения ни к одной из российских императриц. Ее придворным ювелирам в 1874 году заказал великий князь Владимир Александрович – сын императора Александра II – для своей невесты Марии Павловны в качестве подарка на свадьбу. Сумма была затрачена на создание этого шедевра не малая (но и не рекордная, будем честны) - 48200 рублей. По имени великого князя теперь и называют тиару – Владимирской. И красотой своей она составит конкуренцию многим исконно королевским украшениям.

Говорят, в 1900-е годы Мария Павловна путешествовала в Париж, где завезла свои украшения в ювелирный дом Картье для чистки и реставрации. Видимо, эта тиара так поразила мастеров, что в 1913 году была изготовлена ее практически точная копия. Да не абы для кого, а для принцессы Греческой и Датской Анастасии.

Хозяйка тиары обожала различного вида украшения, поэтому делиться ими с большевиками совсем не желала. И, видя отчаяние Марии Павловны, один из близких друзей ее семейства, антиквар и дипломат Альберт Стопфорд, проник (якобы переодевшись в женское платье) в покои княгини во Владимирском дворце и вывез из Петербурга в Лондон большую часть ее драгоценностей. В том числе и бриллиантовую тиару. Утверждалось, что это решение он принял самостоятельно и руководствуясь исключительно желанием помочь покинувшей дом женщине, получив от нее максимально точные сведения о расположении в доме ценных вещей (спрятаны они были в сейфе за картиной) и забрав только их. Всего он вынес 244 предмета. При этом Стопфорда считали агентом британской разведки. Так что в чем крылась его настоящая мотивация - вопрос интересный, однако не на нашу сегодняшнюю тему. Мы же должны быть ему благодарны за спасение и сохранение в первоначальном виде столь ценного образца ювелирного искусства.

После смерти Марии Павловны в 1920 году украшения отошли ее дочерям. Тиара досталась младшей Елене – на тот момент уже супруге греческого принца Николая. Дочь Елены, принцесса Марина, кстати говоря, станет женой герцога Кентского Георга, дав начало известной ветви Виндзорской династии. Потом, довольно быстро, в 1921 году, испытывая недостаток в деньгах, Елена продала Владимирскую тиару королеве Марии Текской за 28000 фунтов стерлингов.

Британская монархиня, несмотря на приличную коллекцию драгоценностей, полюбила новую тиару всей душой: уже после покупки она принесла убранство в мастерскую Garrard & Сo, где жемчужины сделали съемными, а в качестве альтернативы для них подобрали каплевидные изумруды, так называемые «Кембриджские камни», тоже важные исторические драгоценности с интересной историей. После смерти Марии Текской тиара отошла ее внучке, будущей королеве Елизавете II, которая и носит ее до сих пор и с жемчужинами, и с изумрудами, и даже «пустой» (такой вариант называют «вдовьим»). В ней она, например, позировала для фотопортрета в качестве королевы Канады. Но в число коронных драгоценностей она все же не входит. Порой в Букингемском дворце работает музей, где каждый желающий может увидеть в том числе Владимирскую тиару.

Владимирская тиара
Владимирская тиара

Дошедшие до наших дней тиары и диадемы российских императриц и великих княгинь – это лишь крупицы утраченного драгоценного наследия Романовых. Многие украшения императорской семьи – а их было немало – были разобраны и распроданы советским правительством на аукционах или же бесследно утрачены. Немая часть была продана и находится сейчас в частных коллекциях, о которых мы не знаем или не имеем к ним доступ. Думаю, что в одну статью уместить все разнообразие украшений царской семьи будет сложно. И речь ведь не только о тиарах: броши, серьги, ожерелья, даже усеянные драгоценностями клинки,- чего только не было сделано искусными ювелирами за годы службы. Так что нам определённо ещё есть, о чем вспомнить.