Чернобыльская авария стала трагедией мирового масштаба, ликвидация ее последствий потребовала концентрации ресурсов и усилий всей страны. Перед отечественными автозаводами, в том числе и перед КрАЗом, была поставлена нелегкая задача: в сжатые сроки создать специальные автомобили, способные работать в зоне высокого радиационного заражения.
Было принято решение создать специальный автомобиль на базе самосвала КрАЗ-256Б1. Этот трехосный самосвал имел два ведущих моста, грузоподъемность 12 тонн, и мощность 240 л.с.
Ведущим конструктором по автомобилю-ликвидатору был назначен инженер-конструктор Виктор Холявко.
Главная задача, которую предстояло решить конструкторам, – надёжная защита водителя автомобиля от воздействия радиоактивного излучения. Для этого требовалось поместить водителя в специальную герметичную непроницаемую для радиации капсулу и обеспечить его продуктивную работу.
Для защиты водителя от радиации была разработана специальная капсула из свинца, которую предполагалась разместить внутри стандартной кабины – для маскировки. Но поместить капсулу в кабину не получалось, мешала фильтрационная установка. И было решено разместить капсулу без кабины. Саму капсулу сваривали из нескольких панелей.
Наружные листы были из стального листа толщиной 3 мм, а внутренее пространство заполнялось свинцом. Толщина свинца на панелях пола составляла 30 мм, на боковых стенках – 25 мм, на крыше – 12 мм.
Окна кабины изготавливались из специального противорадиационного стекала размером 300х300 мм и толщиной 75 мм.
Из-за задержки с поставками стеклоблоков из Москвы, капсулы на первых восьми образцах не имели боковых стекол. Внутренняя обивка кабины была выполнена из винипласта, толщиной до 8 мм.
Каждая изготовленная капсула проходила проверку на радиоактивную проницаемость. В тех местах, где обнаруживалось проникновение радиации, дополнительно устанавливались наружные накладки из свинца.
В итоге свинцовая капсула получилась очень тяжелой. Её вес превысил 3 тонны, и, главное, он неравномерно распределялся на ходовую часть самосвала.
Потребовалось усиление левого лонжерона рамы. Отрегулировали на повышенное давление и насос гидроусилителя руля.
Для лучшей защиты водителя от радиактивного излучения механические приводы управления автомобилем были заменены на гидропневматические и пневмоэлектрические.
Так, был установлен гидропневматический привод управления сцепления, а на среднем мосту применили энергоаккумуляторы с пневматическим управлением.
В самой раздаточной коробке была постоянно включена пониженная передача, которая выключалась в нейтральное положение электропневмоприводом. Работа фильтровочной установки обеспечивалась от генератора двигателя, а в случае его остановки – от Аккумулятора, количество которых увеличили до четырех.
Первый экземпляр «Свинцового краза» выехал из ворот экспериментального цеха 10 июля 1986 года.
А всего самосвалов-ликвидаторов построили 18 единиц. Последние образцы были сделаны 27 июля, то есть практически через месяц после получения задания.
Дальнейшая судьба этих автомобилей точно неизвестна, но с большой долей вероятности можно предположить, что после завершения всех работ они закончили свой путь в специальном земляном могильнике по захоронению зараженной техники в селе Бураковка, что неподалеку от ЧАЭС.
Так же у меня на канале есть ролик про всю технику, которая участвовала в ликвидации аварии на ЧАЭС:
Всем спасибо кто дочитал до конца! Подписывайтесь на канал, всем спасибо!