Найти тему
Раиса Лебедева +

"Начало" Божественной сущности (Исток) и пребывание в Животе Божием - не равнозначны?

мое фото
мое фото

В. Н. Лосский об обожении человека

Создается антиномия, согласно которой человек,

1. с одной стороны, имеет возможность быть причастником Божественного естества, как говорит об этом апостол Петр, а

2. с другой стороны, эта причастность, соединение с Богом-Троицей не может быть осуществлено через соединение с самой Божественной сущностью.

Рассмотрим:

!.Начало всего, Творец и -

"2.Его творения.

В.Н. Лосский обращается к богословию Фессалоникийского архиепископа святителя Григория Паламы (1296–1359), который

опытным путем подвижничества пришел к выводу о

о реальном существовании обожения,

что при этом человек не может быть причастным ни сущности, ни Ипостасей Святой Троицы, но, тем не менее, что мы призваны к тому, чтобы быть причастными Божественной природе. Следовательно, в Боге, по словам святителя, нужно исповедовать некое

неизреченное различение – иное, чем сущность и Лица, такое различение, согласно которому Он был бы совершенно неприступным и в то же время доступным в иных отношениях.

Как известно, это различение сформулировано святителем Григорием Паламой как

различение в Боге

!.сущности, то есть природы, которая несообщима, непостижима и неприступна, и

".энергий, то есть Божественных действий, природных сил, которые неотделимы от сущности, в которых Бог действует во « вне », являя Себя, сообщая, отдавая[18].

Таким образом, обожение, согласно святителю Григорию, происходит благодаря благодати Божией, которая не является Его сущностью, но представляет Его энергию.

Заслуга святителя Григория в том, что он смог четко сформулировать учение о различении в Боге

непостижимой сущности и

постижимой энергии.

Однако нельзя думать, что об этом не говорили святые отцы до времен святителя Григория. Так, например, еще в IV веке святитель Василий Великий (ок. 330 – 379) обратил внимание на то, что человек не может приблизиться к Божественной сущности. В письме к Амфилохию, епископу Иконийскому, он пишет следующее: « Мы утверждаем, что познаем Бога нашего в Его действиях, но не даем обещания приблизиться к Нему в самой Его сущности. Ибо хотя действования Его и нисходят до нас, однако же сущность Его остается неприступною »[22]. Как видим, идея, которой в XIV веке святитель Григорий Палама придал догматическую стройность,

существовала в Церкви с древних времен.

Протестантский богослов Е.В.Зайцев вообще сомневается в существовании в словах апостола речи об онтологическом причастии человека Богу. Нельзя не заметить, что рассуждение Е.В. Зайцева находится в плену

традиционного протестантского богословия, которое призывает человека лишь

к внешнему уподоблению Богу в Его добродетелях,

в то время как

Православие призывает человека не к формальному подражанию внешним проявлениям добродетелей Христа, а к онтологическому изменению, преображению внутреннего человека через соединение с Божественной благодатью и в конце концов – к реальному единению с Божественным естеством, то есть обожению.

В начале XIX века преподобный Серафим Саровский написал следующие слова: « Истинная цель жизни нашей христианской есть стяжание Духа Святого Божиего. И эта цель всякого христианина, живущего духовно. Пост же, бдение, молитва, милостыня и всякое Христа ради делаемое добро суть средства для стяжания Святого Духа Божиего »[27].

Евгений Ефремов, аспирант МПДА