Найти в Дзене
Новый драматический театр

"Каждая рожа должна быть характером!" (одноактные шутки А. П. Чехова)

Оглавление

"... Я пишу жизнь. Это серенькая, обывательская жизнь... Но это не нудное нытьё. Меня то делают плаксой, то просто скучным писателем. А я написал несколько томов весёлых рассказов", -- жаловался А. П. Чехов режиссёру Евтихию Карпову. Перу Чехова действительно принадлежат не только #пьесы большой драматургической формы (постановками которых, кстати, он тоже был недоволен из-за того, что никто не чувствовал их комедийного потенциала), но и драматические миниатюры. И по сей день активно ставится группа одноактных пьес, известных в широком обиходе под названием водевилей ("Юбилей", "Предложение", "Медведь"). Почему не в жанре, а именно под названием -- объясняется просто: в них нет самого характерного, отличительного элемента водевиля -- куплета.

Афиша премьеры в Александринском театре
Афиша премьеры в Александринском театре
"Когда шел в первый раз в Москве у Корша "Медведь", Антон Павлович никому из нас об этом не сказал. Он боялся, что это будет ужасно. Но отец совершенно случайно увидел на афише, что идет водевиль "Медведь" А. П. Чехова, и пошел на галерею смотреть. Успех был громадный, аплодисментам не было конца. Сам Антон Павлович был в восторге. Когда вернулись домой отец и Антон Павлович, — отец с восхищением сказал ему: — Какую чудесную вещь ты написал, Антон, как хорошо играли!.." (Из воспоминаний И. П. Чехова)

Гром и молния

Чехов высоко ценил комизм на театре, подлинную водевильную весёлость, актёрское умение не просто "рассмешить", а создать хорошее настроение. Он считал что "водевиль приучает смеяться, а кто смеётся, тот здоров". Более того, Чехов неоднократно высказывал мысль о необходимости возродить водевильный жанр: "Минутами на меня нападает сильнейшее желание написать для Художественного театра четырёхактный водевиль или комедию" (1901); "Хотелось бы водевиль написать, да всё никак не соберусь" (1902), "Мне ужасно хочется написать водевиль, но всё некогда, никак не засяду... У меня какое-то предчувствие, что водевиль скоро опять войдёт в моду!" (1902). В одном из писем, сообщая, что из него "водевильные сюжеты прут, как нефть из бакинских недр", Чехов рассказывает:

Я придумал для Савиной, Давыдова и министров водевиль под заглавием "Гром и молния". Во время грозы ночью я заставляю земского врача Давыдова заехать к девице Савиной. У Давыдова зубы болят, а у Савиной несносный характер. Интересные разговоры, прерываемые громом. В конце женю".
В.Н. Давыдов и М.Г. Савина
В.Н. Давыдов и М.Г. Савина

В этих иронических строках Чехов даже не намекает, а прямо указывает на типичный момент водевильной традиции -- о пьеске, рассчитанной на определённые актёрские индивидуальности, и отождествляющей исполнителя с персонажем. О крутом нраве звезды петербургской сцены Марии Гавриловны Савиной ходили легенды. Заслуженный артист Императорских театров Владимир Николаевич Давыдов был в то время признанным мастером в амплуа комика, умело сочетавшим "бьющую через край весёлость" с самым глубоким драматизмом... Кстати, он играл Сорина в "Чайке" Александринского театра, которая, как известно из истории театра, досадно провалилась в 1896 году.

Как писать одноактные пьесы?

По терминологии самого Чехова, он писал одноактные "шутки", что было необычайно популярной формой сценических представлений конца 19 века. Правда, под заголовком "шутка" #театр наводняли крайне банальные развлекательные пьески, лишённые и подлинного юмора, и острых решений. Лишь Чехову удаётся по-настоящему одухотворить театральную шутку, дав ей право на существование рядом с большой пьесой, так же как в прозе он утверждает жанр короткого рассказа рядом с развёрнутым беллетристическим произведением -- повестью, романом, эпопеей.

К созданию шуток Чехов подходит со всей творческой серьёзностью и ответственностью: "между большой пьесой и одноактной разница только количественная", и "писание одноактных пьес я не считаю легкомыслием". Принципы, которые Чехов кладёт в основу сценической шутки, формулируются им так: "1) сплошная путаница, 2) каждая рожа должна быть характером и говорить своим языком, 3) отсутствие длиннот, 4) непрерывное движение" (1887).

Те шутки, которые Чехов успел написать за свою недолгую жизнь, являются полной реализацией указанных положений. Самая оригинальная из них, не представляющая собой авторской инсценировки рассказа ("Предложение") построена на патологической страсти всех персонажей к спору. Сплошной путаницы и непрерывного движения полон "Юбилей". В фамилиях героев заложен шарж (Хирин, Мерчуткина). Сохраняя в своих пьесках водевильные ситуации, и в этом смысле продолжая традицию, Чехов не ограничивается показом забавного положения, как говорил Лев Толстой, "французской бессмысленностью неожиданностей". Комический эффект достигается не только нелепостью смешной ситуации, но и характерами персонажей, а их поведение опирается на реальную, житейскую основу. Закономерно, что в одном ряду с шутками стоит более объёмная бытовая сцена "Свадьба", построенная в плане той же водевильной традиции, как её понимал Чехов.

👉 Читайте на нашем канале другие материалы по теме:

Ненаписанные пьесы А.П. Чехова
Татьяна Кондукторова о роли Шарлотты Ивановны ("Вишнёвый сад")
Театр в рассказах Чехова
Подписывайтесь на наш канал и обязательно приходите на спектакли!
ЗАКАЗ БИЛЕТОВ +7 (499) 182-03-47