Найти в Дзене
Татьяна Костырева

От мачехиной ненависти до материнской любви

Любовь Илларионовна и Владимир Михайлович  Фото Татьяны Костыревой
Любовь Илларионовна и Владимир Михайлович Фото Татьяны Костыревой

Супруги Вшивковы из Соколят прожили вместе 58 лет! Многие мечтают о долгом и счастливом браке, но не всем удаётся сохранить семью. Так в чём же секрет счастливых и крепких отношений?

Счастье мое трудное, я в тебя поверила

Любовь Илларионовна Вшивкова родилась в 1940 году в д. Русский Усть - Маш. Мама умерла, когда Любаше исполнилось всего четыре года. Отец, Илларион Потапович, остался с шестёркой детей. Трудился он разнорабочим в колхозе, а потом и ветсанитаром. Любил животных, чувствовал их и обладал даром врачевания, хотя специального образования не имел. Люди доверяли ему лечение скотины, а по ночам часто вызывали на отёлы. Он даже успешно правил вывихи людям. Слыл он и хорошим плотником. Мастерил людям деревянные кадушки на заказ, катал валенки.

Тяжело мужику без женского догляда, вот и "приженился" вновь. А мачеха оказалась сварливой да гневливой. Не зря в народе говорится: " Мать гладит по шерсти, мачеха насупротив". Натерпелась Люба от неё немало: и ведром отхлещет, и поленом пришибёт. Младшую сестрёнку Светлану отдали одинокой женщине в дочери - сами голодно жили. Ждали весны, как спасения. Собирали гнилую картошку по полям, молодую крапиву.

- Держали скотину, - рассказывает Любовь Илларионовна, - да всё, что имели с неё, отдавали на налоги. В год нужно было сдать 360 литров молока, 100 штук яиц, 40 килограммов мяса, шерсти, денежный налог. Приходилось с кем - то меняться продуктами, чтобы выполнить требования по сдаче. Как - то пришёл к нам налоговый агент и выгреб из погреба всю картошку. Хлеба ржаного и то не видели, ели овсяный, а его жевать трудно было. Денег тоже в руках не держали - работали на трудодни. Пойди и найди их! А мы, ребятишки, босые бегали. На всю семьищу имели одни валенки. У нас через два дома лёля жила, так мы и зимой к ней босиком ходили. Помню, весна на улице, солнце яркое, а я на подоконнике сижу. Брат Борис и говорит: " Пойду по лужам побегаю!" А снег ещё не весь сошёл. До сих пор в глазах картина: я в распахнутое окно гляжу, а брат по лужам босиком бегает". Простудился тогда Борис и умер. В первый класс идти надо, а мне и одеть нечего. Сама учительница мне одежонку ношенную собрала, а учебники я носила в обычной продуктовой сетке. Сидишь на уроках, а думаешь о том, как бы чего поесть.

По всему лету школьники трудились в колхозе: пололи хлеба, гребли сено. Осенью, хоть в дождь, хоть в снег, копали картошку. Дома тоже было полно работушки. Люба выращивала для отца табак. Вырубала стебли, сушила листья. Корни выкапывала и рубила в корыте, сушила, а потом смешивала с листьями.

Окончив пять классов, Люба вынуждена была пойти работать. Перелопачивала зерно на складе. На мехтоке грузила зерно в огромный ящик на телеге и возила его в склад. На лесопилке таскала доски, накатывала брёвна наравне с мужиками. Зимой возила на лошадях с полей сено с соломой. Работала кочегаром на сушилке. Пасла овец.

- Как - то гуляют мои овцы, а я сижу и вяжу, - вспоминает Любовь Илларионовна, - вдруг, вижу, бежит из леса в мою сторону баба - ягодница и кричит: "Волк! Волк!" Я соскочила, что делать, не знаю. А волчище набросился на овечку и придушил её, крови напился и ушёл. Я овец собрала и на ферму пригнала. А председатель на меня накинулся: " Растяпа, надо было овечку у волка отбирать!" Я реву, что я могла сделать, мне всего - то и было 15 лет.

Став старше, начала работать дояркой. Люба силой пошла в деда, который мог спокойно приподнимать конные сани и переставлять их на другой край.

- Бывало, пойду убираться со скотиной, - рассказывает женщина, - несу два ведра с пойлом, а обратно прихвачу ношу дров. Всё делала быстро, в мах летала. Мне тятя всё говорил: "Любашка, когда ты ходить - то будешь, всё бегом бегаешь?"

Любовь Илларионовна не только была шустрая в работе, но любила песни попеть. Вечерами собирались с девчатами у тёти Нюры, она хоть и жила в маленькой избушке, но молодёжь не прогоняла.Сидят девушки вяжут, да поют.

Счастье мое трудное,

Я в тебя поверила,

С детских лет нетореных,

Я тебя измерила.

А если засидятся допоздна, то и спать на полу лягут. А летом ни одной скамейки у домов не пропустят, запрыгнут и айда отбивать плясовую.

Без сватов, но с чемоданом

Владимир Михайлович Вшивков родился тоже в многодетной семье, где воспитывалось десять детей: две дочери и восемь сыновей. Его отец, Михаил Федосеевич, уроженец д. Соколята, был партийным, поэтому и был направлен в д. Марийский Усть - Маш, где он трудился бригадиром МТС. Был он фронтовиком, прошедшим две войны. Сто километров не дошёл до Берлина и был переброшен в Маньчжурию.

Владимир, окончив семь классов, работал прицепщиком, а потом и сам выучился на тракториста. Год служил в танковых войсках, а затем два года в авиации, где обслуживал аэродром на гусеничном тягаче. Во время службы в день, когда страна ликовала по поводу успешного приземления первого космонавта Гагарина, ему пришло известие, что умерла мать. Отслужив, вернулся в деревню. Отец подобрал ему невесту, а Владимир воспротивился, оказывается, его сердце уже было занято. Собрал он нехитрые пожитки и с одним чемоданом отправился в Русский Усть - Маш.

- Дав отпор отцу, - делится воспоминаниями Владимир Михайлович, - я решительно отправился к Любушке, нравилась она мне ещё с пятого класса - учились вместе в одной школе. Была она не только красивая, но и шустрая, при этом дальновидная. Среди других девчат отличалась житейской мудростью. Иду по улице, а сердце колотится: примет - не примет? Разговору до этого у нас с ней не было. Пришёл и без всяких сватов в лоб спросил, а она как будто меня и ждала, приняла. Вот так и поженились!

Приход парня не удивил Любу, она его знала, а может даже в глубине души и сама ждала встречи с ним.

Хожу веселая, порхаю ласточкой,

А ветерок летит, навстречу ласковый.

В лесу родник поет, переливается,

А милый мой идет, и улыбается.

Родились дети: Галина и Юрий. Молодая семья хоть и не бедствовала, но жила на картошке да воде - в магазине ничего не продавали. Рабочие штаны были заплата на заплате, одеть нечего. Купили ножную швейную машину, Любовь Илларионовна начала из своих платьев перешивать одежду для детей. Пошли заказы и от односельчан. Владимир Михайлович выучился в Сысерти на наладчика и четыре с половиной года работал механиком в Бугалышском совхозе.

Трудовые будни швеи и шофёра

В 1969 году супруги уехали в г. Дегтярск, где прожили 18 лет. Любовь Илларионовна устроилась швеёй на фабрике. Трудилась она на специальной машине, пришивая петли, пуговицы и кнопки на курточках. За смену через неё проходило 210 курточек. За месяц допускалось отбраковывать пять курточек (остальное ставили в счёт), поэтому ошибок старались не допускать, шили качественно и кропотливо.

- Я и на фабрике, - признаётся Любовь Илларионовна, - работала бойко. Выполню за смену свою норму, да ещё за другую швею. Успевала всё! Не раз становилась победительницей социалистических соревнований. Имею множество наград. Мои фотографии вывешивались на Доске почёта и на Аллее передовиков производства, расположенной на площади Дворца Культуры.

Владимир Михайлович сначала трудился на железной дороге на автопогрузчике, заполняя рудой вагоны. В один вагон вмещалось 60 тонн руды, и заполнялся он за одну минуту. Работал здесь же и на бульдозере. Два с половиной года слесарил на механическом заводе и являлся звеньевым слесарей. Шоферил в автоколонне.

- Я люблю технику, - говорит Владимир Михайлович, - неплохо разбираюсь в ней. Когда устроился в автоколонну, мне указали на старый ЗИЛок, который стоял недвижимо долгое время: мол, если сможешь реанимировать - твой. Я смог, начальство подивилось и дало мне новенький ЗИЛ. Люблю именно эту машину, хотя работал и на МАЗах, КамАЗах, был даже водителем машины "скорой помощи", возил начальство военного гарнизона.

Главный замысел и цель семейной жизни

В наш разговор вступает Галина Владимировна Костарева, дочь Вшивковых:

- Я с радостью вспоминаю своё детство! Мы с братом воспитывались в атмосфере большой любви и добра. И наше воспитание проходило не в назидательных беседах, а живом примере трудолюбия родителей и их взаимоотношений, построенных на взаимоуважении. Папа относился к маме и к нам очень нежно. Мама заботилась о нас, создавала в доме уют, шила нам одежду. Помню курточки, сшитые из разноцветных болоньевых лоскутов, таких не было ни у кого. Смотрелись стильно, а главное были эксклюзивом. Шила мама платья, рубашки, пальто.

Мамина нежность, папина чуткость

Лучшие в детстве дары и лекарства!

Но только с годами приходит к нам мудрость:

Родители - наше святое богатство!

Выслушав признание любящей дочери, я сразу же соотнесла жизнь семьи Вшивковых с изречение Иоанна Златоуста: "Цените выше всего единодушие в семье и всё делайте так и направляйте к тому, чтобы в супружестве постоянно сохранились мир и тишина. Тогда и дети будут подражать добродетелям родителей, и по всему дому будет процветать добродетель, и во всех делах будет благопоспешение". А педагог В. А. Сухомлинский утверждал: "Главная школа воспитания — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери". Вот, дорогие читатели, мы и ответили на вопрос, ради которого познакомились с семьёй Вшивковых.

Благодарны жизни и президенту

В 1987 году Вшивковы приехали обустраиваться в д. Соколята, куда уже вернулся отец Владимира Михайловича. Супруги днями работали, а по ночам ремонтировали старенький дом. Любовь Илларионовна устроилась свинаркой на откорме. В звене вместе с ней трудились Надежда и Павел Беспёрстовы, Зоя Вшивкова. Они занимали первые места по привесам. Владимир Михайлович сначала ездил на лошади и принимал у населения молоко, затем тоже устроился на свиноферму кочегаром, варил для поросят кашу.

Сейчас Вшивковы также неутомимы - держат птицу, скотину. Радуются каждому дню, проведённому с родными. У них четверо внуков и трое правнуков.

- Наша жизнь была всякая, - подводит итог Владимир Михайлович, - тяжёлое детство, трудовые будни, но самое важное - это семья, а она у нас хорошая - дети хорошие. Да и в целом жизнь сейчас кардинально отличается от того, что было раньше. Благосостояние страны выросло, нас уважают и побаиваются во всё мире. Товаров, продуктов предостаточно. В каждой семье автомобили. Живи и радуйся! То, что в чём - то есть трудности, так во все времена они были и страшнее, чем сейчас. Мы благодарны жизни, за то, что она у нас есть, а президенту - за то, что страну нашу начали уважать, мы себя начали уважать!

Вот на этой неожиданной, но светлой ноте и закончим наше знакомство с удивительными людьми. Тем более, что лично я с ними согласна!

Татьяна Костырева

2020 г