Найти тему
InFocus

ИНОГДА ОНИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ

Оглавление

Почему российские студенты едут домой после учебы в зарубежных вузах

Учеба за рубежом считается сегодня модной и престижной. Молодые люди, задумывающиеся о построении карьеры в будущем, стремятся получить высшее образование за границей в лучших европейских и американских вузах. Как правило, это связано с высоким качеством образования, возможностью попрактиковаться в крупных компаниях, широкими карьерными перспективами, новыми знакомствами и деловыми контактами по всему миру.  Об основных причинах, на которые чаще всего указывают студенты и их родители, InFocus.press рассказала руководитель консалтингового агентства Vektor Institute Ольга Пистина.

Повышенный интерес к зарубежному образованию имеет под собой целый ряд оснований. Некоторые из них лежат на поверхности, о других мы можем только догадываться.

Вопрос качества

Первый фактор – это, конечно же, возможность получить качественные знания. Студенты, которые нацелены на создание карьеры, понимают, что могут получить в заграничных вузах более актуальные умения и навыки, а также обзавестись нужными знакомствами. «Молодые специалисты еще во время учебы начинают работать с новейшим оборудованием, инструментами и программами, что дает им наилучшую подготовку к будущей работе в современном мире. Особенно важен этот подход к учебе, когда речь идет о компьютерных, медицинских, технических и творческих специальностях», — говорит Ольга Пистина.

-2

Некоторые считают зарубежное образование более качественным

Также, по ее словам, не стоит сбрасывать со счетов сравнительно невысокую стоимость обучения. «Последние 15 лет плата за возможность учиться в отечественном институте только растет, а количество бюджетных мест сокращается. Поэтому родители, особенно живущие в крупных городах, массово отдают своих детей учиться за рубеж, чаще всего в Восточную Европу — образование там дешевле российского, но по качеству ему не уступает, а порой и превосходит его», — говорит собеседница издания.

Третий фактор — направленность зарубежных вузов на практическую работу. Стоит признать, что отечественные университеты нередко справедливо критикуют за чересчур академичный подход к знаниям и обилие теории, оторванной от жизни. В итоге, устраиваясь на работу, выпускники обнаруживают свою несостоятельность. В то время как в западных институтах большой упор сделан на реальную деятельность. За время учебы студенты много стажируются и закрепляют знания на практике. Это весомый плюс иностранных университетов.

«Важна и преемственность. Речь идет о детях обеспеченных бизнесменов. И нет, богатые родители не покупают им место в университете – в престижных учебных заведениях такое невозможно, там смотрят на знания, а не на кошелек. Если ты отлыниваешь от занятий, то тебя исключат, несмотря на заплаченные деньги. Речь о том, что предприниматели сознательно отправляют детей учиться управленческим навыкам, чтобы те, вернувшись, продолжили семейное дело», — говорит Пистина.

И конечно же — иммиграция через учебу. Не секрет, продолжает собеседница InFocus.press, что часть студентов намеревается остаться в выбранной стране. За годы учебы они вливаются в местное общество, заводят друзей, стажируются в зарубежных компаниях, которые потом нередко берут на работу хорошо показавших себя студентов.

Не будешь своим

Тем не менее, далеко не все молодые люди стремятся уехать навсегда. Многие из них возвращаются на родину. Почему?

«Обладатели зарубежного образования получают значительную фору перед отечественными выпускниками. Они сразу могут претендовать на более высокую зарплату и на более интересную вакансию. В то время как оставшись в Европе, Штатах или другой стране, они будут бороться за место под солнцем с сотнями ничем не уступающих им соискателей», — обяъсняет Пистина.

-3

Многие студенты возвращаются домой после учебы за границей

Второй фактор — гранты от российских фондов и компаний. Здесь речь идет о студентах, обучение которых оплачивали организации, желающие вырастить для себя достойные квалифицированные кадры. Обычно такие гранты и стипендии даются в обмен на обязательство проработать несколько лет на спонсирующую проект компанию.

И конечно же, стоит помнить про родной менталитет. Некоторые выпускники, прожив несколько лет на чужбине, понимают, что им не подходит местный образ жизни, и они хотели бы продолжить свою жизнь в родном городе, рядом с родителями, друзьями и в понятном культурном поле.

«Как сказала одна из студенток: «Все здесь чужое. Это никогда не будет Россией. Менталитет совершенно другой. Ты никогда не будешь своим. Иногда ты не понимаешь, почему люди ведут себя так или иначе, как следует реагировать. Языковая среда — совсем другая. Особенно, если ты работаешь на английском, живя в стране, где говорят на другом языке. Это психологически сложно. Наконец, здесь тебя никто не ждет, и это порой сильно ощущается»,  — рассказала Ольга Пистина.

Ранее опрос, проведенный Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), показал, что высоко оценивает российское образование каждый пятый россиянин (22%), в основном 18-24-летние граждане (33%). Еще 39% россиян заявили о среднем качестве образования в России, а 29% считают, что его качество довольно  низкое.

При этом опрошенные разошлись во мнениях о том, лучше ли зарубежное образование российского. Так, чуть более четверти опрошенных (27%) заявили, что за рубежом образование «скорее лучше» отечественного, 26% считают, что оно приблизительно одинаковое. Каждый десятый участник опроса (11%) сообщил, что российское образование хуже, при этом 36% затруднились ответить на данный вопрос.

Михаил Белый

Читайте больше материалов на нашем сайте