Хурриты и индоарийский субстрат
Хурриты- древний народ передней и малой Азии, живший на обширных территориях современных востока Турции, юга Азербайджана, севера Ирака и Сирии, западных областях Ирана. Первые упоминания о хурритах, как о субареиях уходят в глубь веков, во времена шумерских городов-государств, где о них говорили как о северной стране субарту. Впервые слово миттаниане, как синонимичное слову хуррит, историки узнают из переписки египетских фараонов с царской династией хурритов во втором тысячелетии до н.э., результатом изучения этого письма, состоящего из 498 строк хурритского текста, станет консенсус о большом культурном и политическом значении Митаннийского царства во втором тысячелетии до н.э..
После этого будут найдены договора между царством хеттов и Митанни на территории малой Азии(Каниш, Хаттуса и т.д.), где большой интерес вызовут трактат о дрессировке лошадей и новый для всего Ближнего востока и анатолийского полуострова пантеон Богов(Митра, Варун, Индра, Насатья). Далее последует изучение списка царственных особ хурритских государств Митанни и Аррапха, найденных в древней Нузе и историческое сообщество сможет увидеть и проговорить значение имен первых и последующих правителей хурритов, в особенности миттанийской державы. Какие же имена взбудорожили пытливые умы: Артатама, Тушратта, Шаттиваса и др.- все эти имена имеют индоарийские корни. Артатама= вед. rtadhamam=”чье место обитания Рта”, Тушратта= вед. tvesa-ratha=”чья колесница безудержно продвигается”, Шаттиваса= вед. sati-vaja= “добывающий трофеи” и т.д.. К моменту наивысшего могущества Митанни- индоарийские правители будут царствовать в городах-государствах вплоть до территории современной Палестины и Израиля.
Нововдения хурритов. Немного п гиксосах..
Кроме этого, благодаря митаннийца- хурритам ближневосточный мир узнает о превосходных методах дрессировки лошадей(хеттский трактат о дрессировки, был написан хурритом с использованием ведических терминов); о двуколесных боевых колесницах; о эффективном и не имеющим аналогов у соседей- “хурритском осадном таране” и о составном луке. Все эти новшества, особенно в методах ведения войны, позволят хурритам за относительно короткое время подчинить огромные территории, которые будут населены преимущественно хурритоязычным населением(за исключением южной Сирии, Палестины, где хурритское население будет составлять лишь треть, но при этом все они будут администрировать эти регионы). Именно после нашествия гиксосов на Египет, приведшее эту империю к расколу на два государства и выбившие фараоново царство с пути устойчивого развития на три столетия- у Амменхотепа II и его наследника Тутмоса III в распоряжении появится новые виды лука, таранов, и конечно же двухколесные боевые колесницы. Весь этот новый арсенал египтяне, после возрождения и объединения своей страны, сразу же направят на митаннийское царство. Из вышесказанного можно сделать осторожное предположение- гиксосами были хурриты, хетты, аморейские племена, но под предводительством Митаннийцев, и вывод номер два: нашествия не было, так как произошло восстание северных территории египетской империи(доказано научно). Но об этом в другой раз..
Все вышеперечисленные факты, указывают нам на индоарийский субстрат хурритов, что делает их одними из самых древних источников ведической культуры в мире. Как известно, ригведа- первый религиозный древнеарийский трактат, составлен в период 1500-1000 лет до н.э., а первое нашествие индоиранских племен на территории Загроса и древнего Элама произойдут только на рубеже второго и первого тысячелетии, а вот первые хурритские города-государства(те о которых нам известно), были уже во времена Саргона Великого(2300-2000 гг. до н.э..).
Митанни- серьезная сила..
Ещё со времен первых шумерских династии в их клинописных табличках говориться о северной стране Субарту и о их жителях. К моменту возникновения первого крупного государства месопотамии- царства Саргона Великого, завоевательные походы которого на север и восток приводят к столкновениям с местными аборигенами (которых аккадцы именуют субареями или страной Хингебальд) у истоков Евфрата и Хабура уже имелись хурритские города-государства. В последующим с ними воевали Нарам-суэн, правители III династии Ура, ашурские правитель Шамши-Адад и его старшии сын Ишме-Даган. Все эти исторические события приводят к частому упоминанию субариев(хурритов) в древних текстах. Надо понимать, что мы подробнее узнаем о существовании субареев(хурритов) только после столкновения этого народа с соседними государствами, такими как: Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилон, царство Хеттов. Многие ученые воспринимают шумерские и аккадские тексты как истину последней инстанции: утверждая, что хурриты появляются на севере междуречья только во второй половине III тысячелетия до н.э., лишь на том основании, что о них ничего не говорится в ранних исторических документах древней Месопотамии. У меня есть два обоснования ошибочности столь самонадеянных выводов: первое- незачем писать о народе и о их городах, если ты с ними не контактируешь и не имеешь о них должного представления(первые завоевательные походы жителей южной Месопотамии на север двуречья были придприняты Саргоном Великим на исходе II тысячелетия до н.э.); второе - есть предположения о том, что древние письменные источники о хурритском население севера Месопотамии не сохранились из-за материала на котором они составлялись- дерево, конечно же, оно не пережило испытание тысячелетиями..
Но пока оставим тему миграции хурритов на территории двуречья, оставим на время.. А сейчас перенесемся в XVII век до н.э.. К моменту падения династии Шамши-Адада в Ассирии и династии Хаммурапи в Вавилоне, хурритские поселения разрослись в виде ожерелья: от загроских гор, далее на север Месопотамии и север Сирии, практически до средиземного моря, а северные границы хурритских поселения доходили до озера Ван, где спустя 1500 лет все ещё будут говорить по-хурритский. Эти огромные территории представляли по сути множество хурритских городов-государств, объединенных общим языком и культурой, которая сильно отличалась от остального населения передней и малой Азии.
После появления на землях анатолийского полуострова хеттов, которые благодаря царю Лабарне образуют первое древнехеттское государство, уже следующие хеттские цари: Хаттусили и Мутисили I начинают активную экспансию на территории хурритских городов севера Сирии и завоевательные походы на царство Каццуватны(территория современного города Адана, Турция и античной Киликии), которое было под значительным культурным влиянием хурритов. У субареев(хурритов) возникает острая необходимость объединение своих государств перед набирающим силы Хеттским царством, что они и делают, так во времена правления хеттского владыки Хаттусили I предпринимают первую попытку объединения и сражения с хеттами: результатом стала победа и освобождение городов северной Сирии и Каццуватны, но в последующих сражениях удача благоволила хеттам, вернувшим всё утерянное. Так серия сражении привела к ещё одному результату: был заключен временный хуррито-хеттский союз против Вавилона. После победоносного похода вдоль Евфрата к Вавилону, Мутисили I на обратном пути в “Хеттию” оставляет в знак признательности хурритам г. Ханны, статуи вавилонского бога Мардука и богини Царпанит. Добравшись до своего царства Мутисили вместо триумфа получит нож в спину от "любяших" родственников. Эти события приведут Хеттское царство к упадку, а если вспомнить о догорающем касситском Вавилоне и разорванной на части доевнеассирийской державе Шамши-Адада, становится очевидным появление вакуум власти на обширных территориях ближнего Востока.
Судьба преподнесла хурритам подарок, который был использован самым лучшим образом. Хурриты(субарии) создадут огромную державу простирающиеся от загроских гор до Каццуватны на западе; от озера Ван до Палестины и Вавилона на юге.
Египетский ренессанс..
Но к 1400 году до н.э. древнии Египет окончательно оправляется от нашествия гиксосов и направляет свой взор на север- земли утраченные фараоновой империей в результате разделения страны двумя веками ранее. И именно по переписке между фараоном Аменхотепом II и матанийскии царем Сауштатара мы узнали о существовании хурритской письменности и о названии их государства- Митанни. Поначалу отношение двух самых сильных держав своего времени были дружественным: обмен дарами, технологиями, рассказы о боевой славе своих держав. Даже были случаи, когда при болезни фараона, к нему, митаннийским царем посылались образы богини Иштар из Ниневии, которая почиталась во всем древнем мире, а ее образы считались целительными.
Но после смерти Аменхотепа II к власти приходит Тутмос III, который в течении десятилетии совершает набеги и военные походы в Палестину, Сирию. И венцом всех походов становится победа в битве при Мегиддо, где египтяне разгромили коалиционные палестино-сирийские войска, во главе с царем Кадеша(вассал Митанни). По мере продвижения вглубь Сирии и приближению к западноевфратским городам Митанни, таким Каркемиш, Алалах, Халаб, у фараона появлялось все больше союзников. С дарами и предложениями союза к Тутмосу III обратились: Ашшурдинахе- правитель Ассирии и Тутхаллияс I- хеттский царь. Хеттский владыка заручившись поддержкой завоёвывает г. Халабу и пытается установить власть над Каццуватной(Киликия, Аданское царство). Узнав об угрожающем положении дел, митаннийский царь Сауштатара организовывает мятежи в завоеванных Египтом, Тунипе и Кадеше. Сооружает походы на взбунтовавшиеся территории и возвращает под свой суверенитет: Ассирию, Каццуватру, Халабу. Кроме того, помимо старых владении Митанни, царь Сауштатара присоединяет к своей державе новые земли, такие как: царство Аррапха и ливанское царство Угарит. При Сауштатаре, Митаннийское царство распространяет своё влияние на все населенные хурритами земли.
Как результат борьбы не принесшей никому значимого превосходства, следующие царские поколение Митанни и Египта заключили долгожданный мир: границей между странами стал г. Кадеш и Угарит, отошедшие Египту, а г. Тунип и Катна остались за Митанни.
Также в мирном договоре оговаривались положения о междинастийных браках, целью которых было укрепления дружественных отношении между империями. Так дочь митанийского царя Артатамы I, после семикратного сватовства выдана замуж за Аменхотепа III. Это был первый, но далеко не последний междинастический брак между Египтом и Митанни, который подарит истории легендарных египетских цариц и фараонов.
Так начинается относительный мир и порядок на землях Ближнего Востока и Египта: время при котором на политической карте региона было всего два крупных игрока и ряд второстепенных держав.
Но время течет и кажется в центре Анатолии хетты после вероломного убийства Мутисили I, договорились и установили правила наследования престола; а на юге месопотамии касситы, полностью переняли средневефратскую культуру и объединили земли Аккада и Шумера- Вавилон вновь встал на путь устойчивого развития и процветания- ему нужны новые земли и новые победы; и конечно же неспокойные сыновья Ашшура(Ассирии) вынашивают планы по возвращению своего положения, с придыханием вспоминая своего аморейского владыку- Шамши-Адада- они просто ждут момента…
Но это совсем другая история.. Продолжение следует..
Исаев К.