Найти тему

Два Андреевских моста на одной Москве реке.

Так получилось, что в Москве два моста через Москву реку между Фрунзенской и Пушкинской набережными около Нескучного сада носят одинаковое название. И это не ошибка топонимики, а довольно интересная история. Железнодорожный Андреевский мост , который стал частью малого кольца Московской окружной железной дороги, был построен в 1905÷1907 годах по проекту инженеров Л.Д. Проскурякова и П.Я. Каменцева и архитектора А.Н. Померанцева. Первоначально мост назывался Сергиевским в память о московском генерал-губернаторе Великом князе Сергее Александровиче, погибшем 4 февраля 1905 года от бомбы революционера-эсера И.П. Каляева. В 1917 году мост переименовали в Андреевский по расположенному рядом Андреевскому монастырю.

Андреевский железнодорожный мост. Старое фото
Андреевский железнодорожный мост. Старое фото

Арочная конструкция моста была выполнена из литой стали на заклепках. Длина надводной части составила 135 метров. Арку поддерживали четыре опоры, облицованные гранитом. Основанием для береговых опор стали деревянные сваи. По обеим сторонам моста были сооружены консольные пешеходные проходы. Сначала мост был трехпролетным – серповидная арка над водой и два береговых пролета. В 1937 году при реконструкции моста со стороны Фрунзенской набережной добавили еще один пролет.

Вид на Андреевский мост с Андреевской набережной. Старое фото
Вид на Андреевский мост с Андреевской набережной. Старое фото
Вид на Андреевский мост от улицы Хамовнический Вал. Старое фото
Вид на Андреевский мост от улицы Хамовнический Вал. Старое фото

В таком виде мост простоял до 1999 года.

Вид на Андреевский мост с Андреевской набережной. Старое фото
Вид на Андреевский мост с Андреевской набережной. Старое фото

Москва – стремительно растущий современный город, требующий улучшения и развития городской транспортной системы. Третье транспортное кольцо стало еще одной кольцевой автомобильной магистралью, которая четыре раза пересекает Москву реку. Местом одного из таких пересечений стал Андреевский мост. Старый железнодорожный мост, неоднократно ремонтировавшийся, уже не мог соответствовать современным нагрузкам и было принято решение его разобрать и построить в этом месте сразу два новых моста: железнодорожный и автомобильный. Чтобы сохранить старый Андреевский мост как памятник имеющий инженерное и архитектурное значение, главную его часть, арку, использовали для постройки нового пешеходного моста в полутора километрах ниже по течению реки.

Пешеходный Андреевский мост. Современное фото
Пешеходный Андреевский мост. Современное фото

Опоры старого Андреевского моста, которые находились в хорошем состоянии, тоже демонтировали.

Демонтаж опор старого Андреевского моста. Старое фото
Демонтаж опор старого Андреевского моста. Старое фото

Новый Андреевский мост был построен в 1999÷2000 годах. Он представляет из себя два самостоятельных пролета длиной 135 метров, как и старый мост.

Вид с набережной под мостом
Вид с набережной под мостом
Новый Андреевский мост. Вид с Фрунзенской набережной
Новый Андреевский мост. Вид с Фрунзенской набережной

Особенностью нового моста является его уклон 3% в сторону Лужников.

Новый Андреевский мост. Вид Лужнецкой набережной
Новый Андреевский мост. Вид Лужнецкой набережной

Общая длина моста составляет 340 метров, ширина - 38,5 метров. Со стороны железнодорожного моста предусмотрен проход для пешеходов.

Новый Андреевский мост. Вид с пешеходного прохода
Новый Андреевский мост. Вид с пешеходного прохода

Заклепки, как крепеж, ушли в прошлое, теперь конструкции «работают» на болтах.

Фрагмент конструкций нового Андреевского моста
Фрагмент конструкций нового Андреевского моста

Внешний вид новых береговых опор имеет сходство со старым мостом.

Вид с Фрунзенской набережной
Вид с Фрунзенской набережной

Андреевский ставропигиальный мужской монастырь РПЦ, давший название мосту, расположен на левом берегу реки у подножия Воробьевых гор. Рядом с ним возвышается башня Российской Академии Наук. Монастырь был основан в XIII веке, основные его постройки относятся к середине XVII и первой половине XVIII веков. Название монастырь получил в честь святого великомученика римского воина Андрея Стратилата, жившего в III ÷ IV веках.

Вид на Андреевский монастырь с Лужнецкой набережной
Вид на Андреевский монастырь с Лужнецкой набережной

С моста открывается вид на пешеходный Андреевский мост, в который включена арка старого моста.

Вид с нового Андреевского моста на пешеходный Андреевский мост
Вид с нового Андреевского моста на пешеходный Андреевский мост

Разбор металлической клепанной арки - процесс трудоемкий и дорогой. Высверлить тысячи заклепок – та еще работа! И к своему новому месту назначения сохраненная арка «поплыла» вниз по реке. Для транспортировки использовались три баржи, каждую из которых тянули по два буксира. Для равномерности движения по воде и на берегах реки установили метки. Процесс водного перемещения занял 1 час и 15 минут.

Передвижение арки старого Андреевского моста
Передвижение арки старого Андреевского моста

Река – это водный поток с естественным руслом. И в месте устройства нового пешеходного моста русло Москвы реки оказалось гораздо шире. Чтобы установить арку была выполнена выносная русловая опора со стороны Фрунзенской набережной, а также были сооружены два железобетонных арочных пролета шириной по 25 метров. Новые опоры облицевали гранитом, снятым со старых разобранных опор.

Вид на пешеходный Андреевский мост с Фрунзенской набережной
Вид на пешеходный Андреевский мост с Фрунзенской набережной
Вид на пешеходный Андреевский мост с Фрунзенской набережной
Вид на пешеходный Андреевский мост с Фрунзенской набережной

Формально мост называется «Пушкинский» , поскольку главная арка расположена ближе к Пушкинской набережной. К слову, «Пушкинской» набережная стала называться с 1937 года, с годовщины столетней смерти поэта. До 1922 года она называлась Александринской (на месте зданий РАН располагался Александринский дворец), потом – «Нескучной» по «Нескучному саду», где в 1830 году А.С. Пушкин прогуливался со своей невестой Н.Н. Гончаровой.

Памятная доска на Пушкинской набережной
Памятная доска на Пушкинской набережной

На карте Москвы этот пешеходный мост обозначен все-таки как «Андреевский».

Фрагмент моста. Вид изнутри
Фрагмент моста. Вид изнутри
Фрагмент моста. Вид изнутри
Фрагмент моста. Вид изнутри
Вид на пешеходный Андреевский мост с Пушкинской набережной
Вид на пешеходный Андреевский мост с Пушкинской набережной

Такова история появления двух Андреевских мостов на карте Москвы.

И еще об одном мосте мне бы хотелось здесь рассказать. Это мост «Лужники» или «Лужнецкий метромост» . Он представляет из себя двухъярусную конструкцию, где верхняя часть предназначена для автотранспорта, а в нижней части расположена станция московского метрополитена «Воробьевы горы» Сокольнической линии. На время постройки метромоста он стал самым первым двухъярусным мостом в Москве, а станция метро (тогда она называлась «Ленинские горы») самой длинной станцией, ее длина составляла 272 метра.

Вид на метромост с Воробьевых гор. Старое фото
Вид на метромост с Воробьевых гор. Старое фото

Мост был открыт в январе 1959 года. Строительство моста велось ускоренными темпами, в целях экономии материалов металлические опоры заменили на железобетонные, при возведении железобетонных конструкций в зимнее время чтобы не допустить промерзание не схватившего бетона в смесь добавляли поваренную соль. При кристаллизации объем соли значительно увеличился в размерах нарушив структуру бетона, что вызвало коррозию и бетона, и металлической арматуры и привело в дальнейшем к ослаблению несущей способности конструкций. Из-за плохо выполненной гидроизоляции уже в первый год эксплуатации моста вода стала заливать станцию метро и произошло обрушение потолочного покрытия. К 1963 году было установлено предаварийное состояние моста – коррозии подверглись 60% железобетонных конструкций. Но только через 20 лет в 1983 году станцию закрыли, а мост было решено полностью реконструировать. Чтобы не нарушать движение поездов метро были сооружены боковые однопутные балочные пролеты.

Вид на метромост с Воробьевых гор. Старое фото
Вид на метромост с Воробьевых гор. Старое фото

Долгое время станция стояла заброшенная. Только в 1999 году начались строительные работы. Верхний ярус и боковые арки демонтировали. Возвели новые опоры и в 2000 году открылось движение для автотранспорта. А в 2002 году открылась обновленная станция метро с новым названием «Воробьевы горы».

Вид на метромост с Андреевской набережной
Вид на метромост с Андреевской набережной
Вид на метромост с Андреевской набережной
Вид на метромост с Андреевской набережной
Вид на метромост с Воробьевской набережной
Вид на метромост с Воробьевской набережной

По обеим сторонам нижнего яруса есть широкие пешеходные проходы, откуда можно полюбоваться Воробьевыми горами, канатной дорогой, зданием МГУ и постройками спорткомплекса «Лужники».

Вид с метромоста на канатную дорогу и здание МГУ
Вид с метромоста на канатную дорогу и здание МГУ
Вид с метромоста на спорткомплекс "Лужники"
Вид с метромоста на спорткомплекс "Лужники"

А с другой стороны – Нескучный сад, река и главки Андреевского монастыря.

Вид с метромоста на Нескучный сад
Вид с метромоста на Нескучный сад

Новый пеший маршрут завершен. Найдите время для прогулок по набережным города, в котором живете, узнайте лучше его и себя.

О Крымском мосте можно почитать здесь:

Эволюция Крымского моста. От брода до символа столицы.