Продолжение. Начало тут
После первых двух подряд фильмов на "латиноамериканскую тему" - "Все, что надо знать о Колумбе" и "Это сладкое слово свобода", Витаутас Жалакявичус снял камерный телефильм, практически телеспектакль, "Авария" по одноименному рассказу Ф. Дюрренмата. Фильм - это такая притча в детективной оболочке на тему, что у каждого в шкафу имеется свой скелет совершенного преступления, и рано или поздно, тем или иным путем, виновный все равно получит по заслугам. Режиссер давно хотел снять чисто актерский фильм, дать показать себя своим любимым актерам. В фильме играли Р. Адомайтис, И. Мирошниченко, Я. Ярвет, Р. Плятт, Б. Бабкаускас и др.
Заметным явлением этот телефильм не стал, как-то непривычно он выглядел на фоне предыдущих "монументалок" режиссера - "Никто не хотел умирать" и "Это сладкое слово - свобода".
А после этого в 1975 г. он приступил к экранизации культового романа В. Богомолова " В августе сорок четвертого". Но тут произошла осечка. Автору романа не понравилась стилистика, в которой был снят фильм. Картина была практически снята, оставалось доснять несколько сцен, но неожиданно покончил с собой замечательный литовский актер Б. Бабкаускас, который играл роль генерала Егорова - начальника разведуправления фронта. Покончил жизнь в связи с неизлечимой болезнью. Съемки были приостановлены, и директор "Мосфильма" Сизов предложил Богомолову оставить все кадры с Бабкаускасом, но несколько сократить сюжет. Но не это было самое страшное. Как рассказывает сам Богомолов
За месяц до этого, в конце сентября, от фильма отказался штатный редактор «Мосфильма» В. М. Дьяченко. Когда картину остановили, выяснилось, что никто не видел ни одного метра отснятого материала. Начались рабочие просмотры. После показа материала — порознь! — консультантам, все трое отказались от дальнейшего участия в работе над картиной. Генеральный директор «Мосфильма» Н. Т. Сизов смотрел материал в конце октября. Мне передали его реакцию и некоторые реплики: «Витас, отчего они у тебя такие расхристанные? Витас, это же не офицеры, а парни с гауптвахты! Витас, да это не офицеры, а уголовники!».
В чём же там было дело? В. Жалакявичус непонятно для чего заставил актёров неделю или больше не бриться, снимал их со щетиной на лицах, с закатанными выше локтя рукавами, без ремней, с расстёгнутыми до пупа гимнастёрками. Они действительно походили на арестантов с гауптвахты. Причём время от времени, неожиданно со злыми лицами применяли друг к другу болевые приёмы. Во всём материале режиссёром была осуществлена вестернизация: герои двигались и говорили, как ковбои в «Великолепной семёрке».
Резко отрицательные отзывы о снятом материале дали Сергей Бондарчук, писатель Борис Васильев, два киноведа - доктор и кандидат наук. Владимир Богомолов, не видя никаких способов исправить фильм, дал свое согласие на то, чтобы фильм был выпущен в прокат, но при этом нигде бы не упоминалось ни его имя, ни название романа. Вся эта история длилась в течение пяти-шести лет, но в итоге фильм так и не вышел на экраны. Главные роли - капитана Алехина и старшего лейтенанта Таманцева играли Сергей Шакуров и Анатолий Азо. Шакуров потом отмечал, что это была одна из его лучших ролей.
После этого случая руководство "Мосфильма" пришло к выводу, что Жалакявичус может хорошо снимать фильмы только по литовской или зарубежной тематике. И ему предложили снять фильм о Сальвадоре Альенде. Фильм был международной кооперацией с киностудиями Венгрии, Чехословакии и Колумбии. Но вначале немного напомню исторический фон.
11 сентября 1973 г. в Чили произошел военный переворот, в результате хунта в составе верхушки чилийской армии во главе с главнокомандующим чилийской армии генералом Аугусто Пиночетом, свергла законно избранного за три года до этого представителя блока коммунистов и социалистов "Народное единство" марксиста Сальвадора Альенде.
С избранием Альенде впервые в истории социалистическая революция началась мирным путем, путем прямых демократических выборов. Но слишком уж боялись в США, что Чили превращается во "вторую Кубу". В результате был подготовлен военный мятеж. Армия утром 11 сентября 1973 г. атаковала президентский дворец "Ла-Монеда" с использованием бронетехники и авиации. В результате недолгого боя между личной охраной Альенде и мятежниками, практически все защитники "Ла-Монеды" были убиты в т.ч. и президент Сальвадор Альенде, до этого отказавшийся добровольно сдаться и выехать из страны. В Чили на долгие 17 лет стала править террористическая военно-фашистская хунта.
Альенде после своей героической гибели превратился в такую же культовую фигуру мирового современного революционного движения, как Фидель Кастро и Эрнесто Че Гевара. В СССР развернулась широкая пропагандистская кампания солидарности с чилийским народом, попавшим под гнет антинародной хунты, ставленницы американского империализма.
Отношения СССР с США в то время переживали период "детанта", т.е. "разрядки" международной напряженности, подписывались взаимовыгодные международные договоры, но никто их "нашими американскими партнерами" не называл, а в случае необходимости бескомпромиссно обличался их звериный, империалистический оскал и без всяких нынешних "эвентуальностей" и "имплементаций" осуществлялась открытая активная помошь антиамериканским силам во всем мире.
Кампания солидарности с народом Чили очень напоминала такую же кампанию поддержки борьбы испанского народа с мятежом генерала Франко и итало - германской интервенцией в конце 30-х годов. Вновь в СССР принимали эмигрантов, только теперь уже из Чили, вновь становились популярными революционные песни этой страны.
И, что характерно, огромный толчок получила популярность великого латиноамериканского революционера Эрнесто Че Гевары. До этого, по идеологическим соображениям, его имя особо не популяризировалось в СССР. Все-таки практика революционной партизанской борьбы плохо согласовывалась с официальной линией, уже достаточно ревизионистской, советского руководства на мирное сосуществование и на приоритет мирного, парламентского прихода коммунистов к власти.
И приход к власти в Чили именно таким путем правительства блока "Народное единство", как бы подтверждала советскую теоретическую и практическую установку. Но свержение Альенде стало серьезным ударом со стороны США по имиджу СССР. Альенде в апреле 1973 г. была присуждена почетнейшая Международная Ленинская премия "За укрепление мира между народами". А в декабре 1972 г. Альенде побывал с официальным визитом в СССР, который очень широко освещался во всем мире. И поэтому убийство одного из главных друзей Советского Союза было воспринято, как вызов со стороны США.
В связи с этим резко активизировалась популяризация "героического партизана" Эрнесто Че Гевары. На Кубе создаются военные лагеря для обучения чилийских эмигрантов партизанскому делу. По всему миру идут массовые демонстрации протеста против чилийской хунты. Пиночет и его шайка попадают в мощную международную изоляцию
Жалакявичус не первый из творческих работников, кто обратился к "чилийской" теме. В 1975 г. французы сняли художественный фильм "В Сантьяго идет дождь" с мировыми звездами Ани Жирардо, Биби Андерссон, Жаном-Луи Трентиньяном, Андре Дюссолье. В 1977 г. на экраны СССР вышел фильм, снятый чилийским режиссером-эмигрантом Себастьяном Аларконом, "Ночь над Чили". В советских театрах шли пьесы Генриха Боровика "Чили- боль моя" и В. Чичкова "Неоконченный диалог". В последнем спектакле в театре им Е. Вахтангова роль Сальвадора Альенде играл Юрий Яковлев. Спектакль замечательный, но его почему-то, в отличие от "Ночь над Чили" московского театра им. В. Маяковского, никогда не показывают.
Мощнейшая кампания развернулась за освобождение из пиночетовского концлагеря генерального секретаря ЦК Компартии Чили, "товарища Лучо", Луиса Корвалана. До этого мало кому известный за пределами Латинской Америки коммунистический деятель, стал фигурой мирового масштаба.
Внешняя разведка КГБ СССР даже предлагала советскому руководству такой вариант его освобождения из концлагеря на дальнем чилийском острове Досон. К острову отправляется советский грузовой корабль с двумя боевыми вертолетами на борту и спецназом КГБ. А также атомная подводная лодка. При подходе к острову спецназ на вертолетах вылетал к концлагерю, высаживался, уничтожал охрану и увозил освобожденных заключенных.
Потом освобожденных пересаживали на подводную лодку, вертолеты разбирали, сбрасывали в океан, и все уходили на Родину. И такой план вполне мог быть реализован. И наплевать на всех. Зато, как поднялся бы в мире авторитет СССР в общем и советской разведки, в частности. Но советское руководство, состоящее из уже маразмирующих старцев, на это не пошло. А "обменяли хулигана на Луиса Корвалана". "Хулиган" - это икона диссидентов и либерастов Владимир Буковский, отбывавший в то время наказание за антисоветскую деятельность. Эта "икона" очень вовремя умерла в 2019 г. во время суда над ним в Лондоне по обвинению в педофилии. Лет двадцать светило, не меньше.
Ну, ладно хватит про политическую историю, тема чилийской революции огромна, интересна и неисчерпаема. Переходим к фильму.
А снял Витатутас Жалакявичус такой же шикарный, двухсерийный политический боевик, как и "Это сладкое слово - свобода", о котором мы писали здесь. И боевик этот называется "Кентавры". И фильму этому не повезло.
"Чилийская" тема была к 1978 г. за 5 лет была изъезжена вдоль и поперек. Про Альенде написаны песни, книги, в честь него в СССР, Испании и Франции названы улицы. Внимание всего мира и советского народа уже прикована к отчаянной партизанской войне в Никарагуа, где в составе сандинистов воюет обученный на Кубе "чилийский" батальон из молодых чилийских эмигрантов.
В Афганистане происходит "Апрельская революция" и к власти приходит Народно-демократическая партия. В Иране свергают проамериканского Шаха Реза-Пехлеви и происходит "Исламская революция". Вьетнам готовится своими войсками вторгнуться в соседнюю Кампучию, чтобы свергнуть кровавый режим Пол Пота, уничтоживший за 3 года треть населения страны, что и происходит в январе 1979 г. А Дэн Сяопин готовит показательное, с целью наказать за Кампучию, нападение на Вьетнам, что привело в феврале 1979 г. к короткой, но очень ожесточенной китайско-вьетнамской войне. В которой СССР принял самое непосредственное участие, блокируя своим флотом побережье Китая от возможных китайских десантов во Вьетнам.
В общем, год был богат на значимые события, и потому тема Чили естественно, отошла на второй план. Фильм "Кентавры" получил несколько призов на Всесоюзном кинофестивале - за лучшую режиссуру, операторскую работу, изобразительное решение, но зрительского успеха не имел. Фильм немного опоздал. Хотя по своим художественным качествам был на самом высоком международном уровне. Прав был директор "Мосфильма" Сизов - умел Жалакявичус снимать фильмы на зарубежную тематику.
А в перестроечное время, в конце 80--х - начале 90-х в СССР неожиданно положительным героем стал кровавый палач Пиночет. Он и коммуняк приструнил, и экономическое чудо совершил, поэтому пора его методы и у нас применить. И где тут показывать "Кентавров"? Где Пиночет очень карикатурно изображен великолепным комиком Евгением Лебедевым под именем генерала Пина. Да, вот такое у него имя Пин, чуть ли не Пиня или Пыня, надутый, чванливый человек или по-литовски "тупой конец яйца".
В фильме не конкретизируется название страны, главного героя называют просто Президент. Действие происходит буквально за несколько дней до военного переворота. В стране, где Президентом является марксист, при поддержке спецслужб США бастуют водители грузовиков, профашистские террористические группировки убивают сторонников Президента, в армии и на флоте физически уничтожают пропрезидентских военных. Круг сторонников законной власти катастрофически сужается. Левые силы расколоты.
Одним из главных помощников Президента является коммунист, Директор Бюро расследований Орландо. Его играет любимец Жалакявичуса и всех советских женщин Регимантас Адомайтис. В Этом фильме он необыкновенно элегантен и привлекателен.
Орландо летит в дальний городок, где саботажники-водители зверски убили одного из водителей, который отказывался бастовать, и надругались над его женой и юной дочерью. Вот такая "демократическая" оппозиция.
Продолжение следует.
Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.