26 задание. Это очень интересно!
В этой статье хочу поговорить о действительно непростом задании №26.
Что же вызывает сложности в выполнении этого задания?
С одной стороны, изобразительно-выразительные средства, список которых представлен, не вызывает особой сложности в определении, с другой - выпускники часто не попадают в ответ, который вроде бы очевиден.
В чём проблема?
А проблема в том, что в общеобразовательной школе, особенно в классах, где ориентация идёт на математический уклон, не так много часов для отработки навыков определения средств изобразительности. Заметила так же, что в последние годы в этот список т добавили такие термины, которые только упоминается в классе, но не отрабатываются на практике (метонимия, синекдоха, перифраз). Конечно, при подготовке к экзаменам учителя стараются как могут, но практика уже доказала, если материал не усвоен в средней школе, то в старшей он даётся тяжелее. Итак, как же быть? Попробуем разобраться.
В демоверсии 2021 г. 26 задание
26. Солоухин – мастер художественного пейзажа. Тропы: (А)_________ («белоснежных вершин» в предложении 6, «доброе, тихое солнышко» в предложении 9) и (Б)_________ («стёклышками озёр» в предложении 8) – помогают писателю передать красоту природы. Сложность чувства любви к родине подчёркивают приём – (В)_________ («чувство» в предложении 27) и синтаксическое средство (Г)_________ (предложения 17, 18)».
Список терминов:
1) фразеологизм
2) вопросительные предложения
3) восклицательные предложения
4) гипербола
5) анафора
6) метафора
7) эпитет
8) диалектизм
9) лексический повтор
А Б В Г
Ответ: 7692
Обратите внимание, что в самом задании кроется подсказка: вас просят найти тропы, приём, синтаксическое средство.
Тропы : метафора, эпитет, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, гипербола, перифраз, ирония, аллегория, символ.
Значит, из предложенного нам списка для А и Б нам нужно найти метафору и эпитет.
Но в этой статье я хотела бы обратить внимание на метонимию и синекдоху.
Д.Э Розенталь "Практическая стилистика русского языка":
Метонимия-это слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями.
Примеры:
1) Я три тарелки съел
2) ...Белинского и Гоголя с базара понесли
3) Их сёла и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам
4) Не то на серебре, - на золоте едал
5) Всё поле охнуло
А как же отличить метафору от метонимии? Метафора заменяет одно слово другим по сходству, т.е. на что-то похоже, но без союзов как, словно, будто. При метонимии предметы связаны друг с другом на основе логики.
Синекдоха - разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.
Примеры:
- Всё спит - и человек, и зверь, и птица
- Мы все глядим в Наполеоны
- Имеете ли вы в чём-нибудь нужду? - В крыше для моего семейства.
- Ну что ж, садись, светило
- Пуще всего береги копейку
Самое сложное из этого - различить метонимию и синекдоху. Но здесь всё дело в практике. Синекдоха- замена общего понятия его частью или обозначение частного общим словом.
Как и в любом разделе изучения русского языка мало знать правила. Их надо научиться применять.
Примеры метонимии:
- «Гнедой бил копытом у крыльца».
- «Только слышно по улицам где-то одинокая бродит гармонь» (М.В. Исаковский, 1946).
- «Ступай, отравленная сталь, по назначенью!» (Уильям Шекспир в переводе Б. Пастернака).
- «Зал внимательно слушает лектора».
- «Собрание приняло резолюцию».
- «Обмен валюты».
Примеры синекдохи:
- «А в двери - бушлаты, шинели, тулупы...»
(В.В. Маяковский); - «И гордый внук славян, и финн и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.» (А.С. Пушкин) - «начальство осталось довольно» (вместо начальник)
А теперь проверьте себя :
Определите, какие средства используются авторами:
1 эпитет, 2 метафора, 3 сравнение, 4 метонимия 5 синекдоха, 6 перифраз
- «Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спалённая пожаром
Французу отдана...» (М.Ю. Лермонтов);
2. Зима. Мороз. Село коптит в стылое ясное небо серым дымом - люди согреваются. (В. Шукшин).
3. Черёмуха душистая С весною расцвела И ветви золотистые,
Что кудри, завела (С. Есенин)
4 Только в спальне горели свечи Равнодушно-жёлтым огнём (А. Ахматова)
5. «И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.» (А.С. Пушкин);
6. Сосны подняли в небо свои золотистые свечи (М. Горький)
7. И валит пар из-под лиловой крышки
Земля дымится, словно щей горшок (Б. Пастернак)
8. Влага неподдельного сочувствия блестела в девичьем взоре
9. И сердце бьётся раненою птицей (В. Высоцкий)
10. "...бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита" (А.С. Пушкин)
11. Унылая пора! Очей очарованье! (А.С. Пушкин)
12. «Ну что ж, садись, светило» (В.В. Маяковский)
13. Я глядел на неё: было что-то трогательно-беспомощное в её робкой неподвижности" (И.С. Тургенев)
14. Здесь лапы у елей дрожат на весу (В. Высоцкий)
15. Состоялся матч между Бразилией и Аргентиной.
Ответы:
1-5, 2-4, 3-2, 4-1, 5-5, 6-2, 7-3, 8-6, 7-3, 10-4, 11-6, 12-5, 13-1. 14-2, 15-4.
Если вам понравилась статья и данный формат тестирования, то обязательно подписывайтесь на канал и ставьте лайк.