Люди, управляющие корпорациями, занимающие высокие посты топ-менеджеров, известные на всю планету, запускающие ракеты в космос, сидящие в парламенте — они все кажутся нам, почему-то, какими-то невероятно продуктивными и неприкосновенными божествами. На самом деле, все не так — и это то самое заблуждение, та самая лазейка, которая помогает мелким бизнесменишкам и безнесвуменишкам выплыть в эшелон повыше, в касту глобальных предпринимателей.
Какой бы высокий уровень в обществе ни занимал человек, сложность решения его проблем не особо увеличивается, вопреки мнению большинства. То же самое происходит и с размерами компаний — по факту, проблемы как стартапа на 10 человек, так и корпорации на тысячи работников, решаются одинаково легко (или одинаково сложно, как посмотреть). Именно эксплуатация этого социального заблуждения — что чем выше человек по рангу, тем сложнее проблемы — и отсеивает большую часть шлака с верхушки.
И я этот факт понял на собственном опыте. Так, я обычно увольняю от трети до половины работников компаний, которые начинаю консультировать, из-за их отрицательной продуктивности. Я делаю это по простой причине экономии собственного времени — если вы видите, что в вашей компании кто-то тормозит процесс, вы от него, рано или поздно, избавитесь — я предпочитаю вариант "рано". Впервые подписав контракт с дочкой компании из Fortune 500, мое тело наполнилось страхом — вдруг там все сложнее окажется, чем проблемы, которые я решал ранее?
В первую же неделю контракта я понял обратное: проблемы и затыки не изменились. Я все так же уволил треть штата, хоть в этот раз и не из 10 человек, а гораздо большего. И что вы думаете? Как только их заменили более продуктивные работники, дело пошло с неведанными темпами. Конечно, это вершина айсберга проделанной работы — были переструктурированы совещания, отделы, маркетинг, бизнес и разработка. Но абсолютно все затыки я решал почти идентично тому, как работал с маленькими стартапами.
Понимаете? И так оно повсюду: принять решение о новом законе не сложнее покупки новой машины. Вы столько же примерно времени тратите на поиск информации — либо просите подчиненного найти эту информацию для вас. Делегирование, кстати, максимально простая наука, если ее не переусложнять. Даже Стивен Кинг в "Как писать книги" хорошо сказал о сложности мастерства писателя. Он заявил, что, если вы можете запомнить имена 11 человек в футбольной команде или все, что лежит в вашей сумочке — то и запомнить главные правила грамматики вам не составит труда. А там и книгу написать не далеко.
Понимание, что проблемы почти любого ранга решаются одинаково просто (или сложно), дает безграничные возможности быстрого принятия решений. Так, чаще всего будет хуже долго не принимать решение, нежели принять его быстро, но ошибиться. Можете называть это спонтанностью — но когда я принимаю 10-50 решений в сутки, мне проще включить свое рациональное и стохастическое мышление и выбрать наименьшее из зол — даже получив 50% промахов, у меня все еще будет 50% хорошо принятых решений. Да, я могу оказаться с ковром дома, который купил спонтанно и никогда не использую — но, с другой стороны, приму параллельное решение, которое позволит купить сотни подобных ковров завтра.
Алсо, проблемы у людей рангом выше не меняются вовсе — им точно так же нужно чистить туалеты, менять черепицу на крыше, покупать автомобили и недвижимость. Им точно так же не хватает внимания или приватности, они точно так же уязвимы, как и все остальные люди. Они точно так же поддаются провокациям и соблазнам. И они точно так же спонтанно принимают решения.
Сложность и скорость принятия решений сводятся к простым математике и теории вероятности — понявший это человек, начнет идти вперед семимильными шагами. Принимать решения на посту топ-менеджера или президента не сложнее покупки дома в ипотеку. Не бойтесь пытаться прыгнуть выше головы — однаджы у вас получится. Выше вашей головы нет ничего страшного, а деньги крутятся на порядки больше.
Люди, управляющие корпорациями, занимающие высокие посты топ-менеджеров, известные на всю планету, запускающие ракеты в космос,
4 апреля 20214 апр 2021
3 мин