Найти тему
Elena Galkina

Особенности работы сурдопедагога

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи

Учитель-дефектолог (сурдопедагог) ведёт работу по развитию слухового восприятия, формированию произношения, развитию речи у детей с нарушением слуха.

Основными задачами являются : развитие неречевого и речевого слуха, накопление словаря, работа над значением слова, работа над грамматической стороной речи, формирование устной, письменной, дактильной речи. Основным содержанием работы является: выработка условно-двигательной реакции на звук.

Работа по развитию слухового восприятия направлена на развитие остаточного слуха. Дети обучаются восприятию и различению на слух: речевого материала (текстов, фраз, слов, слогов, звуков, неречевых звучаний (музыкальные игрушки); темпа звучаний; ритма; громкости; высоты; направления; количества; голосов животных, бытовых шумов; звуков окружающего мира; формирование навыков звукопроизношения; устранение дефектов звуков, их коррекция; развитие речевого дыхания; работа над голосом .

Глухой ребёнок воспринимает речь, опираясь на зрительное восприятие. Каждая фонема имеет соответствующий артикуляционный образ. Ребенок зрительно запоминает этот образ. В процессе длительных упражнений ребёнок учится различать образы целых слов (чтение с губ) .

Кроме зрительных ощущений, важную роль играют осязательные ощущения (тактильные, температурные, двигательные - фонетическая ритмика) ; умение подражать взрослому.

В работе над произношением применяется полисенсорный метод. Сурдопедагог использует сохранные анализаторы (зрение, тактильно-вибрационную чувствительность, остатки слуха, с помощью двойного контроля (одна рука приложена к шее в области гортани для ощущения вибрации гортани, другая поднесена ко рту, чтобы ощущать струю выдыхаемого воздуха).

Опираясь на сказанное, происходит вызывание, постановка, автоматизация звуков с обязательным использованием зеркала. Работа ведётся на индивидуальных и групповых занятиях с учётом особенностей развития каждого ребёнка.

Особенностью методики является раннее обучение чтению детей. Глобальное чтение - первый этап обучения. Первые слова и предложения даются глухим для общего восприятия в письменной форме на табличках. Письменная речь, несмотря на трудности, имеет для неслышащего ребёнка некоторые преимущества перед устной, поскольку она не требует наличие слуха, а воспринимается с помощью зрения.

Суть глобального чтения заключается в том, что ребенок должен научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв. Для этого на карточках печатными буквами пишутся слова. Слова, чтению которых мы хотим научить ребенка , должны обозначать известные ему предметы, действия, явления. Но до обучения глобальному чтению нужно научить ребёнка соотносить предмет и его изображение, подбирать парные предметы или картинки. Обучение глобальному чтению позволяет развивать мышление, зрительное внимание и память, у ребёнка накапливается словарь.

Дети еще не умеют читать в общепринятом смысле - они воспринимают таблички целостно, различают их между собой по каким-то признакам, которые выделяются ими самими. Эти признаки, очевидно, персональные: один ребенок ориентируется на одни элементы слова, другой - на другие и т. д.

Сначала дети узнают слова на табличках только при выборе из двух предметов, затем - из трех, четырех и т. д. Постепенно количество предметов и слов для выбора увеличивается. С целью накопления словаря развивающая среда оснащена табличками. Тоже самое мы рекомендуем родителям сделать дома. Следующий этап обучения чтению - это аналитическое чтение.

Дактильная речь – это своеобразная форма речи и вспомогательное средство при овладении письменной речью и умением читать с губ. В дактильной азбуке, как и в буквенной, 33 знака. Каждой букве алфавита соответствует уникальное положение пальцев и кисти руки. Дактилируя, ребёнок точно воспринимает буквенный состав и грамматическую форму слова. Со временем, за каждой буквой закрепляется соответствующий звук, и с дактилированием чтение становится достаточно разборчивым. С помощью дактильной азбуки дети контролируют произношение, лучше запоминают слова.

Хорошее овладение техникой дактилирования незначительно влияет на темп речи и слитность произношения. При плохом владении техникой дактилирования существенно страдают аналитическое чтение, слитность произношения и внятность речи.

Речь детей с нарушением слуха характеризуется не только особенностями произношения, но и аграмматичностью. Наиболее трудным для глухого ребенка является усвоение грамматического строя русского языка. Дети делают ошибки в окончаниях существительных, с трудом усваивают изменение слов по родам, числам, используют слова только в именительном падеже: «У меня нет кукла» , «Папа пришла» , «Машина большой». Не используют в речи предлоги. Всему надо учить .

Жесты – одна из базовых систем невербальной коммуникации. Невербальная коммуникация – передача информации при помощи знаков (позы, жесты, мимика, интонация, взгляды и т. д.) . Жестовая речь - это способ общения глухих людей посредством системы жестов. Жестовая речь служит средством общения и познания окружающего мира. Разговорная жестовая речь усваивается детьми при общении с глухим детьми или взрослыми. Жестовая речь - способ наиболее прост, доступен, не требует затрат времени. Использование жестовой речи в обучении глухих способствует устранению коммуникативных барьеров между педагогами и детьми, увеличению объема учебной информации, ускорению ее передачи, усвоению программы обучения в полном объеме, эмоциональной окрашенности учебно-воспитательного процесса.