В отличие от рассмотренного мною ранее беспилотника Anka, созданного одной из крупнейших компаний турецкого военно-промышленного комплекса, разведывательно-ударный дрон Bayraktar TB2 был разработан компанией, ранее не имевшей серьезного опыта в авиастроении.
И это тем более удивительно, потому что именно «Байрактары», чье название в переводе с турецкого означает «Знаменосец», получили наибольшую известность и позиционируются едва ли не как новое «чудо-оружие» турецкой армии, «меняющее правила ведения войны».
От автопрома до беспилотной авиации
Компания Baykar Makina основана в 1984 году Оздемиром Байрактаром и на протяжении многих лет осуществляла выпуск автомобильных компонентов в рамках программы по созданию турецкого автопрома.
Разработкой же беспилотников она стала заниматься только в новом веке, чему способствовал, судя по всему, интерес к этой теме, проявленный одним из трех сыновей основателя компании – Сельчуком Байрактаром (в российских источниках также употребляется вариант имени Сельджук).
Последний, будучи выпускником Стамбульского технического университета, получил затем степень в Пенсильванском университете, а после – в Массачусетском технологическом институте, где темой его работы как раз и были беспилотные системы, но только вертолетного типа.
В то же время, как указывается на сайте компании, в 2000 году ее специалисты приступили к работам по теме БЛА (вероятно, это были научно-исследовательские и/или опытно-конструкторские работы). Четыре года спустя специалисты компании провели летные испытания мини-дрона неназванного типа, на котором были применены турецкие радиоэлектронные системы и программное обеспечение.
Впрочем, главное событие в истории «Знаменосцев» состоялось, судя по всему, в октябре 2005 года. Тогда в рамках работ по проекту создания тактического БЛА, объявленного Минобороны Турции, команда разработчиков из Baykar Makina во главе с Сельчуком Байрактаром продемонстрировала группе турецких официальных лиц свою разработку – небольшой, запускаемый с руки, беспилотник.
Причем концептуально и даже внешне представленная модель напоминала будущий Bayraktar TB2: дрон был построен по двухбалочной схеме с толкающим воздушным винтом и хвостовым оперением в форме обратной буквы V.
Именно тогда 26-летний Сельчук Байрактар, будущий главный технический директор Baykar Makina и гуру турецкой беспилотной авиации, и произнес ту самую знаменитую речь о необходимости создания национальной индустрии дронов, которую турецкие и другие СМИ уже давно разобрали на цитаты.
(Видео с аккаунта Baykar Technologies в Youtube)
Bayraktar Mini
Демонстрация произвела должное впечатление на чиновников и военных, но начать «эру турецких дронов» решили все же с менее крупных аппаратов – в 2006 году началась отработка запускаемого с руки беспилотника мини-класса Bayraktar, который также часто обозначают как Bayraktar Mini – во избежание путаницы с другими дронами.
В целом аппарат, разработанный Baykar Makina в кооперации с компанией Kale Group, каким-то прорывным проектом отнюдь не был: подобных в конструктивном плане беспилотников в мире на тот момент было создано уже несколько, включая хорошо известный американский RQ-11 Raven («Ворон») компании AeroVironment, который, правда, имел меньшие массу и дальность полета.
Однако главное его преимущество состояло в другом – это был беспилотник, полностью разработанный и изготовленный в Турции.
Судя по всему, именно это наравне с авторитетом основателя компании Baykar Makina и увлеченностью его сыновей беспилотной авиацией и сыграло в конечном итоге основную роль в успехе этого проекта (заметим, что пост гендиректора компании занимает другой сын ее основателя – Халук).
В результате после доработки дрон в варианте Bayraktar-B (предыдущая модификация получила обозначение Bayraktar-А) был выбран для закупки Минобороны Турции.
Bayraktar-B отличался от своего предшественника большими массой (4,5 кг против 3,5 кг у Bayraktar-А) и размахом крыла (1,9 м с возможностью увеличения до 2,5 м против 1,6 м), возросшей до 15 км дальностью действия системы связи и управления (на Bayraktar-А – 10 км). Втрое – с 1000 до 3000 футов (с 305 м до 914 м) – выросла его рабочая высота. Он также мог садиться не только «на брюхо», но и с парашютом.
Базовый состав одного комплекса включал:
- четыре дрона,
- одну наземную станцию управления (НСУ) на базе высокозащищенного ноутбука, отвечающего требованиям военных стандартов,
- переносную антенну системы автоматического слежения за БЛА,
- а также необходимое количество размещенных в специальном защищенном кейсе станций электропитания.
В августе 2006 года с совместным предприятием Kale-Baykar был подписан контракт на поставку первой партии из 19 беспилотников.
В декабре 2007 года военные получили первую партию, в следующем году они приступили к их изучению и опытной эксплуатации, а после завершения в 2009 года всего комплекса положенных испытаний новый дрон в 2010 году официально поступил на вооружение турецких Сухопутных войск.
В общей сложности на сегодня выпущено не менее 250 таких БЛА. Причем в 2011 году этот дрон закупили себе и катарские военные, заплатившие за 10 дронов, несколько (возможно, три) НСУ и сопутствующее оборудование 2,5 млн долл. В следующем году дроны были поставлены заказчику – первые БЛА, поступившие на вооружение ВС Катара.
Рождение "Знаменосца"
В 2007 году в Турцию из Америки возвращается Сельчук Байрактар, решивший всецело посвятить себя работе в компании по теме БЛА.
В том же году в компании стартуют летные испытания собственного мини-БЛА вертолетной схемы Malazgirt, а также начинаются научно-исследовательские работы по теме тактического беспилотника военного назначения, которому было присвоено наименование Bayraktar Tactical, впоследствии измененное на Bayraktar TB1.
Этот дрон был построен по двухбалочной схеме с толкающим воздушным винтом, но в отличие от представленной в 2005 году модели и от широко известного всем сегодня Bayraktar TB2, он имел классическое двухкилевое хвостовое оперение с горизонтально расположенным стабилизатором с рулем высоты.
Максимальная взлетная масса этого беспилотника-прототипа составляла 450 кг, длина – 5,5 м, а размах крыла – 9 м. Крейсерская скорость полета заявлялась в 80 узлов (148 км/ч), продолжительность полета – 10 ч., высота применения – порядка 18 тыс. футов (ок. 5486 м), а полезная нагрузка – в пределах 45-50 кг.
Первый полет он совершил 8 июня 2009 года, а чуть позже два таких дрона были задействованы в демонстрации «полностью автономного полета» в присутствии членов Исполнительного комитета оборонной промышленности Турции (Defence Industry Executive Committee – SSIK).
А далее события развивались с головокружительной быстротой.
6 января 2010 года дрон после оценки результатов предварительных испытаний был определен Исполнительным комитетом оборонной промышленности Турции в качестве победителя проводившегося конкурса на перспективный тактический БЛА.
В мае 2011 года разработка была впервые представлена широкому кругу специалистов в рамках проходившей в Стамбуле очередной международной выставки вооружений и военной техники IDEF, а в декабре того же года между заказчиком – Управлением оборонной промышленности МО Турции – и разработчиком/производителем был подписан соответствующий контракт, предусматривавший разработку БЛА, постройку и испытания летных прототипов, а затем – организацию серийного производства этих дронов.
Контракт должен был осуществляться в два этапа: на первом намечалось разработать, испытать и передать заказчику небольшую партию новых дронов в варианте разведчика, а на втором – доработать БЛА для применения авиационных средств поражения.
В последующем разработчик осуществил работы по улучшению конструкции БЛА, а также повышению его летно-технических характеристик и боевых возможностей. Получившийся модифицированный аппарат и стал тем Bayraktar TB2, слава о котором после конфликтов в Сирии, Ливии и Закавказье гремит на весь мир.
Конструктивные особенности
В конструктивном плане БЛА семейства Bayraktar TB2 представляют собой беспилотники класса MALE (средней высоты и большой продолжительности полета), построенные по двухбалочной схеме с хвостовым оперением в форме перевернутой буквы V.
Фюзеляж дрона имеет характерную приплюснутую форму и изготавливается из современных композитов, преимущественно – углепластика, с применением кевлара и других материалов. При этом плоская нижняя часть фюзеляжа, продолжая линию крыла, позволяет обеспечить большую подъемную силу и, напротив, меньшее аэродинамическое сопротивление (интегральная компоновка).
Крыло – низкорасположенное, прямое, большого удлинения, с «рублеными» законцовками и четырьмя внешними узлами подвески для авиационных средств поражения.
Шасси аппарата – трехопорное, носовая стойка – управляемая, убирается в нишу в фюзеляже вперед по полету, основные стойки – не убирающиеся.
Силовая установка построена на базе поршневого двигателя мощностью 100 л.с., который приводит во вращение один толкающий воздушный винт изменяемого шага.
Bayraktar TB2 может решать задачи в трех рабочих режимах: по командам оператора, полуавтономном и полностью автономном. В автоматическом режиме беспилотник способен выполнять взлет и посадку. Система управления полетом имеет трехкратное резервирование.
В состав комплекта целевой аппаратуры, размещаемой на гиростабилизированной турели снизу фюзеляжа, входят оптико-электронная система с оптическим и инфракрасным каналами и лазерным дальномером-целеуказателем.
Следует отметить, что по результатам боевого применения БЛА Bayraktar TB2 в ходе вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе ряд западных компаний прекратили поставки своих систем и оборудования, применявшихся на этом дроне.
В частности, в 2020 году стало известно о запрете поставок двигателей марки Rotax (их производитель – компания BRP-Rotax GmbH & Co KG – принадлежит канадской группе Bombardier) и оптико-электронных систем канадской L3 Wescam, а 11 января 2021 года – о решении британской компании Andair Ltd. прекратить все поставки в адрес Baykar Makina (ее оборудование применяется в топливной системе «Байрактара»).
Однако турецкие специалисты активно приступили к замене выбывающих комплектующих: иностранный двигатель планируется заменить турецким PD170, а канадскую оптико-электронную систему и британское топливное оборудование – на систему CATS и топливный насос компании Aselsan.
В частности, в начале ноября 2020 года представители компании-разработчика объявили об успешном испытании системы CATS, установленной на Bayraktar TB2, в части применения боеприпасов MAM-L. С другой стороны, судя по опубликованным фотографиям, турецкая станция имеет большие габариты, что может сказаться на летно-технических характеристиках БЛА.
Согласно информации компании-разработчика, БЛА Bayraktar TB2 имеет следующие основные тактико-технические характеристики:
- длина – 6,5 м,
- размах крыла – 12,0 м,
- максимальная взлетная масса – 650 кг,
- максимальная масса полезной нагрузки – 140 кг (гиростабилизированная турель с оптико-электронной аппаратурой – 55 кг, средства поражения на внешней подвеске – 85 кг),
- высота боевого применения – 18 тыс. футов (ок. 5486 м),
- практический потолок – 25 тыс. футов (7620 м),
- двигатель – поршневой мощностью 100 л.с. (изначально это был двигатель Rotax 912 , но теперь будет, видимо, турецкий PD170 или другой),
- максимальная скорость полета на высоте 16 тыс. футов (ок. 4877 м) – около 215 км/ч,
- крейсерская скорость полета – около 130 км/ч,
- продолжительность полета – 24 часа или несколько больше.
Дальность действия системы радиосвязи – не менее 150 км, но, судя по всему, уже есть вариант ударного Bayraktar TB2, оснащенный системой спутниковой связи, что позволит существенно увеличить дальность применения БЛА. Такие аппараты, с характерным «спутниковым» горбом в передней части фюзеляжа, заметны на фото в сообщении, размещенном 10 ноября 2020 года в Twitter- аккаунте группы Baykar.
Испытания и эксплуатация
Первый полет Bayraktar TB2 совершил 29 апреля 2014 г., а 5 августа того же года он выполнил полностью автономный полет продолжительностью 24 часа 34 минуты, установив национальный рекорд в своем классе (национальный рекорд высоты он установил 14 июня 2014 года – 27 030 футов, т.е. около 8239 м).
И в том же году, как указывается на сайте компании-разработчика, турецкие военные получили первую партию «Байрактаров»: судя по приведенным фото, она состояла из пяти БЛА. В следующем, 2015-м, году новый БЛА был официально принят на вооружение ВС Турции, после чего практически сразу приступил к решению реальных боевых задач.
В том же году военные получили вторую партию из 13 аппаратов, а турецкая полиция заказала первую партию из 11 машин. И тогда же «Байрактары» преодолели рубеж в 1000 часов налета.
Впрочем, 2015-й оказался важным годом еще и потому, что именно тогда разработчик приступил к активной фазе второго этапа программы – 17 декабря 2015 года было проведено первое испытание Bayraktar TB2 на применение вооружения. Дрон выполнил взлет с двумя бомбами MAM-L, одна из которых с высоты 16 тыс. футов (около 4877 м) поразила цель – щит размерами 2х2 м – на дальности 8 км. Подсветку цели лазерным лучом осуществлял оператор, находившийся на земле.
Вскоре в войска пошла разведывательно-ударная модификация Bayraktar TB2, способная применять корректируемые авиабомбы MAM-L и ракеты MAM-C: пара первых подвешивается на внутренних подкрыльевых узлах, а парочка вторых – на внешних.
А не так давно к применению на БЛА допущена и малокалиберная корректируемая авиабомба с лазерным наведением Bozok, которая разработана специалистами TUBITAK SAGE и поступит в серийное производство в 2021 году. Она может поражать цели на дальности 6 км.
В ряде источников также упоминается о том, что с беспилотника возможно применение облегченной версии противотанковой управляемой ракеты комплекса UMTAS разработки компании Rocketsan, который входит в состав вооружения ударного вертолета Т-129 АТАК и имеет дальность пуска до 8 км. В частности, сообщение об успешном испытании этой ракеты с борта одного из дронов этого типа было опубликовано 19 декабря 2015 года на ресурсе Defense Update (www. defense-update.com) .
Однако в действительности на представленных видео и фото видно, что испытание проводится с применением КАБ MAM-L, а не ПТУР UMTAS. Вероятно, путаница возникла из-за того, что MAM-L разработана на базе модификации ракеты UMTAS с лазерным наведением, обозначаемой L-UMTAS: с базовой ПТУР удалена секция с двигательной установкой и дополнительно установлены Х-образные крыло и оперение.
Заметим также, что иногда в СМИ вооруженный вариант «Байрактара» обозначают как TB2-S, но, на взгляд автора, здесь имеет место недопонимание.
Дело в том, что, согласно применяемой турецкими специалистами терминологии, «чисто» разведывательный, невооруженный беспилотник обозначается как IHA (Insansiz Hava Araci), а вооруженный разведывательно-ударный дрон – как S/IHA, где литера «S» – это первая буква слова «Savasan», которое переводится с турецкого как «боевой» или «штурмовой». В результате часто написание Bayraktar TB2 S/IHA трансформируют в название Bayraktar TB2-S.
И хотя логически это не противоречит здравому смыслу, но официально такое обозначение разработчиком и заказчиком не используется (по крайней мере, автору найти такие факты не удалось). Впрочем, иногда название Bayraktar TB2-S в последнее время присваивают варианту «Байрактара», оснащенному системой спутниковой связи.
Беспилотники Bayraktar TB2 находятся в «оперативном использовании» с 2014 года, они приняты на вооружение Сухопутных войск и Военно-морских сил Турции (моряки приняли эти БЛА на вооружение в 2018 году, планируется получить 10 таких БЛА), жандармерии и авиации полиции Турции, а также Национальной разведывательной организации страны.
Всего на начало 2019 года им было поставлено 75 разведывательных и разведывательно-ударных БЛА семейства Bayraktar TB2 (23 и 52 соответственно), причем только за один 2018 г. компания передала заказчикам 37 аппаратов. Затем поставки осуществлялись тоже высоким темпом. Несколько патрульных Bayraktar TB2 находится в распоряжении Министерства сельского хозяйства и лесов Турции.
Экспортные поставки
Дроны в варианте ударного также поставляются и на экспорт.
Так, в марте 2018 года в ходе оружейной выставки Doha International Maritime and Defense Exhibition ( DIMDEX) стало известно о том, что катарские ВВС в соответствии с подписанным контрактом в течение последующего года получат три комплекса с шестью ударными БЛА типа Bayraktar TB2 (вооружение – «умные» бомбы MAM-L и такие же «неглупые» ракеты MAM-C), плюс оптико-электронные/тепловизионные системы, три НСУ и тренажер.
Кроме того, компания Baykar Makina обязалась предоставить двухлетнюю логистическую поддержку, осуществить подготовку специалистов (операторов-пилотов, операторов полезной нагрузки и техников), а также создать в Катаре центр управления беспилотной авиацией и соответствующую сеть сбора и архивирования данных. Поставка по данному контракту была осуществлена в начале 2020 года.
А в январе 2019 года тогдашний президент Украины Петр Порошенко, побывавший в ноябре 2018 года на предприятии Baykar Makina, сообщил в Twitter о том, что аналогичные БЛА будут поставлены и украинским ВС.
Первоначально сообщалось о том, что в рамках контракта стоимостью 69 млн долл. украинские военные получат три комплекса по два Bayraktar TB2 в каждом, три НСУ и 200 корректируемых авиабомб MAM-L, однако позже появилась информация о том, что в перспективе может быть размещен заказ еще на 48 машин.
Поставки первых шести дронов осуществлены компанией Black Sea Shield (по 50% акций принадлежит группе Baykar и ГК «Укрспецэкспорт») двумя равными партиями в 2018-м и 2019 годах. В настоящее время все они находятся в эксплуатации 383-го отдельного полка ДПЛА ВВС Украины (Староконстантинов Хмельницкой обл.).
Добавлю, что 20 марта 2019 года украинские специалисты провели первое испытание КАБ MAM-L на своем полигоне (соответствующий видеоролик был размещен 21 марта 2019 года Госконцерном «Укроборонпром» на видеохостинге Youtube ), а полностью подготовка украинских специалистов была завершена в сентябре 2019 года.
Поставки Bayraktar TB2 также осуществлялись силам Правительства национального согласия Ливии. Ну, и, естественно, всемирную известность получил такой покупатель турецких разведывательно-ударных беспилотников, как Азербайджан.
Хотя данные о том, сколько точно последний закупил таких БЛА, а равно и достоверную информацию о том, сколько же их было потеряно в ходе боевых действий (и не только в Закавказье), автору найти не удалось.
В ходе эксплуатации Bayraktar TB2 сводятся в беспилотные авиационные комплексы, причем в состав базового варианта комплекса входят:
- от четырех до шести БЛА;
- две НСУ, размещенные в стандартном натовском контейнерном модуле и установленные на шасси четырехосного автомобиля. При необходимости установка контейнера на грунт осуществляется с помощью домкратов. В составе каждой НСУ – оператор-пилот, оператор целевой нагрузки и командир расчета, причем каждый из них при необходимости может самостоятельно управлять дроном, так что одна НСУ может осуществлять контроль за тремя БЛА;
- три наземных терминала данных (Ground Data Terminal);
- два выносных (удаленных) видеотерминала (Remote Video Terminal);
- комплект наземного вспомогательного оборудования.
Согласно информации, приведенной 15 января 2021 года на ресурсе RaillyNews со ссылкой на главного технического директора компании-разработчика Сельчука Байрактара, все дроны семейства Bayraktar TB2, которых было поставлено турецким и зарубежным заказчикам в количестве «более 154 единиц», уже налетали более 280 тыс. часов.
При этом известно, что в ходе операции ВС Турции и протурецких вооруженных формирований «Оливковая ветвь» в Сирии в январе-марте 2018 году на эти дроны пришлось 90% всех самолето-вылетов (более 5300 ч. налета), а в ходе операции «Весенний щит» в провинции Идлиб в феврале-марте 2020 года – 80% всех вылетов (более 2 тыс. часов налета).
В заключение следует отметить, что в 2019 году один из "Знаменосцев" поставил национальный рекорд по продолжительности полета – 27 часа 3 минуты (сам полет проходил в Кувейте). И в том же году в воздух поднялся новый дрон – Bayraktar Akinci. Впрочем, это уже тема отдельного материала.
Полное описание истории создания и применения всех существующих на сегодня турецких разведывательно-ударных БЛА изложено в статье автора, опубликованной в журнале "Взлет" №№ 1-4 за 2021 год.