Прежде всего, что мы знаем о гармонии?
Во-первых, это избегание крайностей, баланс, равновесие.
Во-вторых, мы слышим и видим гармонию во многих местах: о ней говорят религии и мудрецы, её хранят камни пирамид, краски и ноты гениев, и сама жизнь. Обращение к крайностям называют экстремизмом – и этим всё сказано.
Это всё совпадения? Вряд ли. Но, если есть общая причина, где её искать? Мы будем искать ответ в чертежах нашего разума.
Не утомляя читателя математикой, укажем лишь, что мы знаем достаточно о собственном мышлении, чтобы записать это на нескольких страницах, на которых обнаруживается тонкий и элегантный формальный аппарат, имеющий к тому же тесную связь с остальной (традиционной) математикой.
Что же мы знаем о собственном разуме – обычными словами? Можно утверждать, что у разума есть четыре основных способности: восприятие, рассуждение, балансировка и предвидение. И свободная воля, которая задействует все четыре.
Восприятие – способность регистрировать данные о материальном мире и преобразовывать их в знания.
Рассуждение – способность решать дискретные проблемы посредством декомпозиции, разбиения на части.
Балансировка (оптимизация) – способность решать непрерывные проблемы путём отыскания решения в диапазоне от минимума до максимума.
Предвидение – способность конструировать отсутствующие знания (условия неопределённости) и использовать их для решения проблем.
Уже способность к балансировке намекает на связь с гармонией, т.к. ищет решения в диапазоне между крайностями. Начавшись тут, связь разума с гармонией продолжается и продолжается.
Восприятие . Цель разума – получение знаний. Но его ресурсы (память и время) конечны, разум должен их экономить. Оптимальное восприятие всегда находится в диапазоне между этими двумя требованиями.
Проблема свободной воли . Хотя программы прекрасно следуют командам, требуется человек, чтобы их нарушить. Императивы следовать полученным инструкциям, и следовать своему суждению, в пределе, противоречат друг другу, и следовательно, требуют балансировки, нахождения оптимального решения.
Балансировка встречается в той или иной форме повсеместно среди проблем, решаемых людьми. Однако внимание, которое с древности уделялось гармонии религиями, пророками, мудрецами и философами, трудно объяснить только лишь утилитарными соображениями решения практических проблем. Должно быть что-то ещё, более глубокое и фундаментальное. Что?
Вернёмся к способностям разума, а именно – рассуждениям и балансировке.
Отметим, что людям зачастую значительно проще иметь дело с рассуждениями, чем с балансировкой. Рассуждения можно разбирать, анализировать по частям, находить ошибки. Балансировка же атомарна и не (или почти не) формализуема.
Стремление глубже понять и доскональнее разобраться толкает человека в сторону рассуждений. Прогресс, как технический, так и социальный, также связывают именно с этой способностью. Трудно ли ожидать, что люди забудут о балансировке? Нет. Это было бы проблемой? Да.
Рассуждения и балансировка весьма различны. Одно не является расширением или заменой другого. Балансировка оперирует значительно большими объёмами данных, и происходит гораздо быстрее, чем рассуждения, которые, в свою очередь, решает значительно более сложные задачи. Ключевое условие успеха разумной системы – совместное использование обеих способностей.
Типичный случай, когда решение, полученное рассуждением, проверяется при помощи балансировки. Разум должен быть готов к необходимости такой проверки, а её отсутствие может стать критическим. Проблемы, решаемые балансировкой, изучаются с целью их решения рассуждениями; возможен и обратный переход.
Но, вероятно, самая значительную роль балансировка играет в процессе предвидения. Если для решения проблемы не хватает знаний, то разум создаёт их с нуля (предсказывает). Если есть несколько вариантов создания новых знаний, то опять требуется балансировка, чтобы выбрать оптимальный вариант. А поскольку для нового разума все ситуации являются новыми, балансировка играет критически важную роль в жизни юного человека.
Так не для того ли люди духовного поиска били в набат, призывая человечество помнить о гармонии, чтобы защитить его от фундаментальных ошибок в мышлении? Не о крайностях ли рассказывают люди на исповеди? Не в охране ли когнитивного здоровья народа заключается роль религии? Прочитавший этот материал может дать свой ответ на эти вопросы.