Найти тему

На Сахалин - с дайверами! Часть 2

В первой части я поделился историей моего путешествия на Сахалин, местными красотами, бытом и нашими занятиями. А вот что мы там ели - требует отдельного повествования.

Морские богатства Сахалина притягивают рыбаков, промысловиков и просто любителей морепродуктов, но что это богатство настолько необъятное - для меня было сюрпризом. Отдельной темой идет ход красной рыбы, в это время билеты на самолет взлетают в цене, вся местная инфраструктура начинает работать в едином направлении. Но дайверов это совершенно не интересовало, поэтому время поездки было выбрано как раз вне рыбного сезона.

На погружение каждый дайвер берет с собой дайверский нож (это обязательный девайс) и питомзу - вариацию на тему советской авоськи. В нее-то и собирается весь хабар. В те времена не было современной моды фотографировать тарелки с едой, поэтому вся еда на фото в первозданном виде.

Обзор хабара начнем с гребешка. Сахалинский гребешок размером с большое блюдце или небольшую тарелку. Вскрывается ножом, удаляются всякие "кишки" (хотя их тоже в вареном виде есть можно) и срезается "ножка", она в диаметре сантиметров 5, в высоту примерно 3-4. На самом деле это мышца, которая открывает-закрывает створки. Перемещается гребешок под водой хлопая створками и создавая таким образом реактивную тягу. Употребляется в сыром виде. Вкус - списфический, как говорил Аркадий Райкин. Раковины потом раскладываются на дороге к базе в качестве дорожного покрытия - см. фото в первой части.

Употребление гребешка обычно начинается еще в море. Когда погружения заканчиваются, все возвращаются в лодку и она берет курс на базу, то достается бутылка коньяка, вскрываются раковины, ополаскиваются за бортом (и солить не надо) и процесс пошел. Один кусь-один дринк. Одной ножки хватает на два куся. Параллельно с этим идет обсуждение погружений, разбор замечаний.

Если гребешок, большой и мощный, - король моллюсков, то устрица, нежная и изысканная, - принцесса этого царства. За устрицами нужно ехать на озеро Буссе и дайверское снаряжение там не нужно. Ходить по колено в воде и собирать. Начинать употреблять уже на обратном пути, не забыв взять с собой шампанское. Я в эту поездку не поехал, осваивал местность на мотоцикле, поэтому мне досталось то, что осталось.

Спизула - интересное название и не очень приличные ассоциации:). Нужно варить и потом в салат.

Трубач. Его хвалят, но при таком ассортименте он конкуренцию явно проигрывает. Тоже в вареном виде в салат. Жестковат.

-4

Переходим к иглокожим. Морской еж. Местные говорят, что японцы приезжают, покупают ведро ежей за сумасшедшие деньги, употребляют и скорее бегут к своим японкам. Японки, говорят, в восторге. У нас японок не было, но силы и желание переплыть пролив после всей этой гастрономии были:)

Самая ленивая охота: нужно ходить после отлива по литорали и заглядывать в теплые лужи. Про лужи и литораль см. Часть 1. "Колючки" выделяют липкий клей, поэтому лучше в перчатках. Еж вскрывается как яйцо и кончиком ножа или чайной ложечкой достается икра, ослепительно-оранжевая, как раз пол ложки. Вкус яркий, йодный, много не съешь. В качестве закуски после дринка - идеально. Можно варить как яйца и есть целиком. Но мы форсили.

Рыбу тоже вниманием не обходили. Если удавалось на дне распознать камбалу (а это не просто), то ее накалывали ножом.

-6

Однажды я поймал руками в луже при отливе полуметрового лосося (слабо разбираюсь в их модификациях) и предложил съесть его в сыром виде. Я это практикую, если рыба свежая. Но натолкнулся на строжайший запрет от местных, и рыбина пошла в уху (как мы знаем, рыбный суп без водки-это рыбный суп, а рыбный суп с водкой - уже уха). Но только недавно я узнал, что лосось, глотнувший пресной воды, (а этот был пойман у берега недалеко от устья речушки) становится ядовитым и годится в пищу только после хорошей термообработки либо серьезного просола. Никаких сашими и малосольных "пятиминуток"!

Ну а вот выезд на рыбалку на небольшие ручьи в погоне за мелкой форелькой. Чем она мельче, тем вкуснее уха. Идеально - с палец. И это действительно так!

Теперь я сделаю маленькое лирическое отступление, не переключайтесь, самое интересно - крабы - в конце.

Во время моей службы в этих краях на Тихоокеанском флоте (желающие могут почитать рассказы об этом на моем канале, например, этот), я не проходил мимо рыб и гадов морских. Рыбалка на корабле не запрещена Корабельным уставом, но должна осуществляться с разрешения Командира корабля, и улов сдаваться на камбуз для приготовления. Поскольку это не просто организовать, то проще запретить, так что служивый люд рыбачил на свой страх и риск. Ловили на донку камбалу. Ставили краболовки. Камчатский краб имеет небольшое, с детскую кепку, тело и здоровенные, до метра, лапы. Их отламывали, напихивали в ведро и ошпаривали паром из паропровода. Иногда в море (уже с разрешения Командира) тормозили рыбаков и меняли у них на шило (спирт на флотском языке) или машинное масло свежевыловленную рыбу или чилимов - так на местном диалекте называют креветок.

Чилимов мы покупали и на Сахалине, 25 лет спустя. Мелкие, вкусные, но при таком обилии даров моря они отступали на второй план. Покупали так же и икру. Тоже мелкую, вкусную, и, вы будете смеяться, она так же меркла на фоне остального богатства.

Но я привнес свою лепту в местную аутентичную кухню: изобрел Сахалинский Бутерброд. Никто из присутствующих, включая сахалинцев, до этого такого не пробовал, и я дарю этот рецепт вам! На "ножку" гребешка намазывается ложка икры. Выпивается дринк и этим закусывается. Все очень просто, из разряда рецептов "если к вам внезапно пришли гости, а у вас ничего нет..." :) . Эх, не было раньше моды фотографировать еду... Ее просто ели.

Неоднократно наблюдал местных жителей, которые цедили лужи на литорали мелкой сеткой. Мне объяснили, что это корейцы, они едят вообще все, что выцеживают. Вот на фото, красиво, но по нашим понятиям несъедобно:

И вот переходим к главному. Крабы! Точнее, это были колючие крабы, которые отличаются от камчатских (или королевских) крабов набором колючек по всему телу и коротколапостью.

Колючий краб живет на глубине не менее 30 метров при температуре минус 1 - 3 градуса. Поэтому добывать его могут только очень хорошо подготовленные дайверы. Кроме того, если морская вода не замерзает при такой температуре, то выдыхаемый пар замерзает, поэтому и дыхательное оборудование должно быть специальным. И все это у нас было.

Плавник для костра собирается по береговой линии - лес не нужен. Вода зачерпывается ведром из моря - солить не надо. Все недолго варится и - ПРОЦЕСС ПОШЕЛ!

По традиции принимающего нас клуба, в день накануне отъезда, варится Специальный Суп. Названия у него не было, просто Суп. Основой его служит морская капуста. Добывается она так: добытчик идет к морю, выбирает у берега лист поменьше, взваливает его на плечо и несет на камбуз, волоча за собой хвост метра три. На камбузе разберутся какую часть и сколько использовать. Остальные ингредиенты - вообще все, что до этого добывалось. Предусмотрительно откладывалось в холодильник специально для этого дела. Описанию не поддается. Нет таких слов в великом и могучем... Вот за этим столом и происходила прощальная трапеза, собственно, как и все предыдущие.

На стене фото и автографы А.Макаревича и других известных дайверов.
На стене фото и автографы А.Макаревича и других известных дайверов.

А закаты там такие:

-11

Поскольку мы съели все, что добыли, то перед аэропортом заехали на рынок Южно-Сахалинска и заполнили наш багаж до максимальной нормы всем тем же самым, но уже за деньги. Не такие уж большие. И самолет, натужно ревя турбинами, повез в столицу нашу добычу и тела, оставив души далеко на востоке...

От той поездки остались раритеты, которые храню в своем музее (про музей здесь) . Иногда я беру их с полки, осторожно трогаю колючки ежа, любуюсь переливами перламутра устриц, глажу поверхность гребешков. Я прикладываю раковины к уху, зажмуриваюсь и слышу шум моря, крик чаек, ощущаю соленые запахи, терпкие вкусы и благодарность нашей Планете за такие чудесные ее уголки. Не испортить бы нам эту красоту.

-12

Однажды я получал свой чемодан после какого-то полета, а на соседней ленте выдавали багаж с Южно-Сахалинского рейса. Из загадочных недр терминала один за другим выползали огромные баулы. И понял я что за баулы эти, и догадался я, что внутри их, и скатилась слеза из глаз моих, слеза горячая, ностальгическая.

А следующий рассказ из дайверской серии будет рассказ о поездке на Байкал с той же командой, где не была забыта мототехника, но произошло и мое дайверское крещение.

До новых встреч!

-13

Андрей Костров.