Найти тему
Urpguide

Достижения СССР и провалы России, или почему Москва - "нерезиновая", а Ярославль - резиновый

Все хорошо знакомы с великими достижениями советской власти: космос, электрификация, мирный атом и заводы-заводы-заводы... Заводы были по всей стране и в огромных количествах.

Увы, как известно, не все заводы "вписались в рынок".

Промышленные предприятия, которые производят схожую, "родственную" продукцию проходят кризисы очень по-разному. Где-то проворнее директор, на какой-то завод нашлись зарубежные покупатели, кто-то и вовсе сменил специализацию; многие предприятия и вовсе обанкротились (или их вообще специально обанкротили) в 1990-е.

При этом естественно, что заводов из разных регионов и отраслей разные судьбы. Это логично:

  • разная удаленность от покупателей,
  • разная местная власть со своим видением того, как использовать (или наоборот - намеренно не использовать) потенциал региона,
  • разные технологии...

Но случаются и довольно странные исторические казусы, когда родственные предприятия, находящиеся в одинаковых условиях, реагируют на тяжелое время абсолютно неодинаково. В Ярославле таких предприятий ровно три и каждое со своим “особым” путём, вот о них и поговорим: сегодняшний рассказ — о резинотехнике.

С течением технического прогресса, в особенности в сфере транспорта, с начала XX века в мире рос спрос на разные резинотехнические изделия. Одним из наиболее ходовых товаров стали, конечно же, автомобильные покрышки.

Знаменитый Ford начала XX века
Знаменитый Ford начала XX века

Рост автомобилизации, в особенности в передовых странах привел к тому, что пользоваться природными источниками сырья для производства (в том числе) покрышек становилось просто невыгодно — сырья требовалось все больше, и требовалось доставлять его на производства быстрее. Российская империя/СССР от мировых трендов старались не отставать.

Основным источником сырья для резинотехнических изделий были деревья-каучуконосы — чаще всего гевеи, произрастающие в Южной Америке. Колоссальные затраты на транспорт, ручной труд — все это не способствовало покрытию спроса.

С начала XX века ученые разных стран решали проблему синтеза каучука. Но "передовиками" в этом деле были именно наши специалисты. Ученики великого химика Бутлерова выдали множество новых способов синтеза каучука, но предложенный на рубеже 1920-30-х гг. С.В. Лебедевым способ предопределил развитие производства резинотехнических изделий в Ярославле на годы вперед.

В то время Ярославская область была ведущим производителем картофеля в стране. Дешевизна клубней и достаточно высокое содержание естественных сахаров обеспечивало возможность производства крайне дешевого технического картофельного спирта.

Картошечка!..
Картошечка!..

Способ Лебедева позволял перерабатывать картофельные спирты в каучук. Это позволило Советскому Союзу быстро решить проблему дефицита каучука.

Заметьте: Лебедев вел свои работы всего через несколько лет после революций и Гражданской войны; известны ли Вам великие труды и огромные практические российских ученых, сделанные, скажем, через 7-8 лет после распада СССР?

Так Лебедев получил звание академика и множество наград, а в Ярославле в начале 1930-х появились завод синтетического каучука и шинный завод. Позднее был создан и завод резинотехнических изделий. Так Ярославль стал "резиновым" городом (в отличие от Москвы, которую еще в годы советской власти прозвали "нерезиновой" за непрерывный рост населения).

Ярославль - очень красивый город!..
Ярославль - очень красивый город!..

Три завода — три пути.

Первый путь — путь, который мы условно назовем стандартным — путь упадка и запустения. Его прошло огромное количество предприятий нашей страны, и, пожалуй, нет ни одного крупного города в стране, где не было бы такого предприятия.

Подобная судьба постигла самое старое предприятие из ярославской “резиновой тройки” — завод синтетического каучука (СК-1). В 1990-е годы большим ударом для завода стали затруднения производства каучука на основе нефтепродуктов, поставщиком которых был завод в Новокуйбышевске. Остановка производства сырья для каучука в этом городе привела к тому, что рухнула вся производственная цепочка, самую технологичную и перспективную площадку СК-1 пришлось закрывать. При этом продолжались расходы на ее обслуживание — поддержание в относительно работоспособном состоянии в надежде на появление нового источника сырья.

К 2004 году производство на заводе остановилось полностью, а в 2007 году предприятие было признано банкротом. Долгая и мучительная смерть. Однако предсказуемая. Даже если не брать в расчет оборудование, использовавшееся непосредственно для производства каучука, то, например, последний станок по металлу на заводе появился в 1994 году. Изношенное/устаревшее оборудование не могло просто физически позволять заводу работать на российском рынке и производить хоть сколько-нибудь качественную продукцию. В общем, "все умерли", а от завода остались лишь руины.

***

Второй, чуть менее распространенный путь — это путь больших предприятий, производивших массовую продукцию: путь продажи крупной компании. Так случилось с Ярославским шинным заводом.

Он был построен при помощи американских специалистов и имел огромной значение в годы ВОВ. А уже после войны на предприятии стали производить шины не только для автомобилей, но и для самолетов!..

Еще до войны завод был награжден орденом Ленина, а уже в брежневские времена - орденом Красного знамени!..

Графическое изображение ордена Ленина; источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Орден_Ленина
Графическое изображение ордена Ленина; источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Орден_Ленина

Суровые проблемы в 1990-е годы этот завод, можно сказать, обошли стороной — рядом бесперебойные поставщики сырья, ходовая продукция. Однако в новых экономических условиях предприятие просуществовало недолго и в 1996 году было выкуплено холдингом “Сибур” — одним из крупнейших нефтехимических объединений. К середине 2000-х фактически каждая десятая шина российского производства была создана на ярославском заводе. Шинный дивизион “Сибура” к 2011 году был выделен в отдельную компанию — так возник бренд “Кордиант” и одноименная компания, которая, помимо ярославского завода, включила в себя еще и омский завод, также ранее принадлежавший напрямую “Сибуру”.

Любопытно, что в первые годы существования холдинга “Кордиант” руководством компании использовался кипрский офшор, который по руководящему составу был тесно связан с компаний “Стройгазмонтаж” г-на Тимченко.

Редкая птица долетит до середина Днепра...
Редкое успешное предприятие обходится без зарубежных офшоров...

***

Ну и третий путь, отнюдь не распространенный, но весьма удачный, как показала практика. Это путь очень узкой специализации. По этому пути решило пойти руководство завода резинотехнических изделий. Вернее, как таковой резкой смены подхода к производству не было. Завод и до 1991 года производил довольно специфическую продукцию — прорезиненные ткани, медицинские перчатки, вентиляторные ремни. Именно акцент на выпуске довольно дорогой продукции с высокой добавленной стоимостью позволил заводу адаптироваться к новой (так называемой "рыночной") реальности: предприятие сконцентрировалось на выпуске резиновых компонентов оборудования для нефтяной промышленности, а нефти, как вы все знаете, у нас сегодня добывают не меньше, чем при советской власти...

***

Если вам доводилось работать на созданных советской властью заводах, разорившихся в 1990-2000-е годы, расскажите в комментариях, в каком городе это было и при каких обстоятельствах погибло производство...