Найти тему
Журнал МОСТ

"Розовое облако" в прокате. Фильм об актуальном и наболевшем, но достаточно ли этого?

Распространяющиеся воздушно-капельным путем болезни — тема, которую предстоит осмыслять еще долгие годы. Новая кинокартина « Розовое облако » бразильского режиссера Юли Жербази описывает жизнь людей в ограниченном пространстве, теперь знакомую многим из нас. О сюжете фильма, композиционных приемах и актерах — в нашем материале.

Сюжет

«Да ерунда все это», — сказала Джованна перед тем как провела годы в закрытой квартире.

Дебют бразильского режиссера Юли Жербази рассказывает о «новой реальности», которую пришлось принять людям из-за непонятного розового облака, образовавшегося на небе. Их жизни перенеслись в запертые дома и квартиры, а общение трансформировалось в онлайн-коммуникацию. Сюжет напоминает гиперболизированную версию того, что пришлось пережить всем нам совсем недавно.

Герои драмы, Джованна ( Рената де Лелис ) и Яго ( Эдуардо Мендонс ), проведя ночь вместе, вынуждены прожить еще много лет в одной квартире. Они узнают друг друга, влюбляются, ссорятся и мирятся, пьют невкусный сок, посланный по специальной трубе (из-за того, что нельзя открывать окна и двери), и пробуют ролевые игры, чтобы разнообразить свои отношения. Джованна и Яго после долгих обсуждений заводят ребенка, и с этого момента их жизнь меняется еще сильнее.

Композиция

С появлением Лино (сына главных героев) в их жизни появляется еще больше споров, чем было раньше. Противопоставление характеров и взглядов на жизнь, философий, лежит в основе всего фильма. Он — спокойный, принимающий реальность человек или «равнодушный», как его называет Джованна. Яго ищет во всем плюсы и не сопротивляется переменам. А она — «параноик», революционер и жаждущий свободы «заключенный». Джованна все время противостоит реальности, она не хочет ее принимать и думает о прежних «безоблачных» временах, заменяя их очками виртуальной реальности. Из-за подобных различий в характерах герои не могут договориться, как воспитывать ребенка, как правильно ухаживать за пожилыми родственниками и как поддерживать друзей. Конфликт со временем становится только серьезнее, и кто-то смиряется с обстоятельствами, а кто-то борется с ними до изнеможения. По сути, режиссер показывает борьбу Яго с Джованной, а главной героини — с самой собой.

Работа режиссера

Последовательность действий и, в принципе, задумка похожи на недавно вышедший фильм Сэма Лэвинсона «Малкольм и Мари». В этой драме все события — разговоры, поцелуи и поедание макарон. Все декорации — дом с панорамными окнами и одинокое дерево на улице, а все герои — влюбленная пара. Несмотря на такой условный минимализм, кажется, картина получилась несколько более глубокой, чем «Розовое облако». Игра профессиональных актеров — одно из достоинств фильма, но основа — проблематика и способ ее раскрытия, диалоги. С их помощью режиссер и раскрывает характеры героев, и обозначает значимость проблемы, и создает трагичность повествования. Увы, этого совсем не так много в фильме Юли Жербази.

Каждый персонаж в фильме «Розовое облако», тем не менее, играет свою роль и тем воплощает идею фильма. Несколько второстепенных героев показывают варианты поведения в новых условиях, часто еще и в одиночестве. Некоторые занимаются с психологом, кто-то заводит питомцев, пожилые люди остаются одни, без возможности получить помощь. Дети, оставшиеся со взрослым человеком противоположного пола в ограниченном пространстве, не застрахованы от насилия и никак не могут быть спасены, ведь нельзя выходить на улицу.

Режиссер показала разные слои населения, разные способы поведения и «привыкания» к ситуации. А кому-то и привыкать не пришлось, например, детям, которые уже родились в таких условиях. Ограничение свободы, онлайн-общение — это их мир, их «нормальность». Такие, как Лино, не страдают, будучи запертыми в доме. Они не боятся одиночества и других проблем, с которыми взрослым пришлось столкнуться впервые в осознанном возрасте.

Юли Жербази показала, насколько по-разному люди реагируют на изменение окружающей среды, образа жизни, способа коммуникации. Она показала саму жизнь: многие страдают от депрессии по сегодняшний день, хотя самоизоляция уже не обязательна. Кто-то до сих пор ходит к психологу, а кто-то спокойно пережил карантин и вернулся в привычную повседневность. Фильм Юли Жербази поднимает актуальную тему, однако, несмотря на ее значимость, воспринимать это кино иногда сложновато.