Найти в Дзене
Сергей Суглобов

Метаморфозы 7.

О Великой Классической Руссой Литературе
Я навлеку сейчас на себя обиду и возмущение многих соотечественников, которые поторопятся исключить меня из своих рядов. Они обвинят меня в непатриотичности, космополитизме и даже предательстве. Мне станет ужасно стыдно, и я приму эти упреки с полным пониманием заслуженности всех обвинений и раскаиванием за греховные мысли.
Но все же я должен высказать

О Великой Классической Руссой Литературе

Я навлеку сейчас на себя обиду и возмущение многих соотечественников, которые поторопятся исключить меня из своих рядов. Они обвинят меня в непатриотичности, космополитизме и даже предательстве. Мне станет ужасно стыдно, и я приму эти упреки с полным пониманием заслуженности всех обвинений и раскаиванием за греховные мысли.

Но все же я должен высказать царапающие мою совесть мысли. Частично я их высказывал в своем сборнике «Беседы в предбаннике», выложенном в Дзене. Речь шла о болезни нашего общества, которую один из собеседников, видимо психиатр, отнес к СПШ - синдрому «прогредиентной шизофрении». Это такое пограничное состояние раздвоения личности, вызванное практикой двоемыслия, царившей в советском обществе. Это состояние поддерживается и сейчас руководителями отечественной культуры оруэлловским принципом «миф - это истина».

Большинство людей не ощущают свою болезнь и считают свое состояние нормальным. Отсюда вполне спокойное восприятие всех действий власти, сопровождаемых активной пропагандой. Такое состояние полного доверия и полного, если не одобрения, то непротивления, существует в стране долгие годы, даже сотни лет. И, к сожалению, в поддержании этой пассивности, крайне низкой пассионарности народа повинна в т.ч. наша великая классическая литература.

Действительно, общая характеристика жанра произведений наших классиков - социальная драма. Относится это и к роману, и к драматургии и к малым литературным формам. Сюжеты и герои описывают мрачную безысходность жизни, нужду и беспросветность. Благородные порывы героя терпят поражение, а надежды на светлое будущее разбиваются о скалы реальности. Оковы все не падают, а зло никем не наказывается и торжествует.

Расцвет классической русской литературы был недолог, почти весь вместившись в XIX век. Был небольшой период призывного, активного искусства (в литературе и живописи, кино, театре) в советское время, но фактически это был пиаровский проект власти, имевший цель вдохновить людей на самоотверженный труд и воспитать преданность самой власти.

Не будем подробно разбирать литературные произведения. Вы их изучали в школе, выдели на сцене и в кино. Но большинство произведений заканчиваются либо недосказанностью и неопределенностью будущего героев, либо их полным поражением в борьбе с реалиями жизни или более сильными соперниками, разочарованием и безысходностью. Затем вы стали читать иностранную литературу и могли обнаружить существенную разницу.

Большинство произведений Запада посвящено борьбе человека за место в жизни и, как правило, успешной. Эта литература воспитывала в людях стремление к успеху, веру в собственные силы и успех при очень большом старании. Другое дело, что для достижения цели использовались не только праведные методы. Но, главное - большинство произведений заканчивается достижением цели. Эта литература действительно воспитывала в людях активную жизненную позицию, веру в свои силы и бесстрашие перед преградами, победу добра над злом. В общем, сплошной happy end .

Эта основная социальная установка пронизывает все виды искусства. Поэтому в литературе, драматургии, кино мы видим гораздо большее разнообразие жанров, которые в России почти не использовались. Здесь и рыцарский (где нам было взять рыцарей?) роман, политический роман (где у нас политика?), приключенческий роман, авантюрный роман, даже гангстерский роман и т.д. имеют увлекательный сюжет с удивительными поворотами, в которых положительный герой всегда побеждает, подавая пример молодым.

Конечно, активность и где-то авантюрность характеров, воспитываемых литературой и кино, гораздо легче реализуются в условиях свободы предпринимательства и частной собственности, а также наличия законодательной базы, гарантирующей их неприкосновенность.

Россия всегда была страной феодальной, включая советский период, а отчасти и современный, при котором госсектор составляет большую часть экономики, а власть слишком централизована.

Так что великая русская классика не способствовала развитию пассионарности нации. И при всем ее литературном великолепии, духовности и даже обаянии она не выполнила своей социальной задачи и не послужила интересам становления гражданского общества, внедрению идей демократии, свободы и прав человека.

К сожалению, в условиях авторитарного государства общий стиль и настрой нашей современной литературы не меняется. Общее впечатление - тоска и грусть, как и сама жизнь. И полное отсутствие каких-либо надежд на будущее. Это также свидетельствует, о том, что вышеуказанная болезнь приняла форму СОПШ (синдром острой патриотической шизофрении).