Моя первая статья "Невидимое оружие НКВД" вызвала определённый интерес, хотя и не всегда здоровый. Поэтому, продолжу делиться с вами интересными фактами из жизни и деятельности основателей нашего национального боевого искусства - САМБО.
Василий Ощепков долго находился в тени другого корифея - Анатолия Харлампиева. Потому, что, как со Сталина повелось, что Россия - родина слонов, так и негоже было вспоминать о связи родного Самбо с японским Дзюдо. Да и напоминание о гибели Ощепкова в тюрьме также могло смутить нежные чекистские души. Но из песни слова не выкинешь.
Заслуги Василия Сергеевича Ощепкова в развитии отечественной системы самообороны велики и не подлежат никаким сомнениям.
А сама его жизнь достойна описания в романах с последующей их экранизацией.
Особенно интересным будет показать, как Ощепков, вообще, сумел попасть в закрытый в то время для иностранцев Кодокан - ниститут Дзюдо, основанный в Токио самим Дзигоро Канр - родоначальником этого боевого искусства.
Оставшись сиротой, сын политкаторжан Вася Ощепков попал на попечение монахам, которые и отправили его на воспитание при православной миссии в Токио, где он также учился в простой японской школе. А там уже тогда преподавалось Дзюдо.
Смышлёный и упорный русский мальчишка полюбился тренеру и тот решился дать ему рекомендацию для поступления в Кодокан. И более того, сенсей открыл ему главный секрет испытаний при приеме на обучение в Кодокан.
Все претенденты на поступление собирались в зале, где, сидя по-японски, поджав под себя ноги, на циновках должны были выслушать длиннейшую и скучнейшую речь Дзигоро Кано. А преподаватели Кодокана наблюдали за тем, насколько внимательно они его слушают и отбраковывали каждого, кто отвлёкся хотя бы раз.
Вася, предупреждённый своим учителем заранее, выдержал это испытание. Но, поскольку он был менее привычен к сидению в такой позе, чем его конкуренты - ведь в миссии он имел возможность сидеть на нормальных стульях и лавках, то при попытке встать, когда это разрешили, он не смог сделать этого самостоятельно и свалился на бок. Но его упорство и уважение к Учителю были оценены по достоинству - его приняли в виде исключения в недоступный тогда для не японцев Кодокан. Отдельного рассказа достойно то, как придирались к чужаку другие ученики и не малое искусство ему пришлось приобрести, чтобы отбиваться от их подлых приёмов на тренировках. Но тем не менее, он всё это выдержал и окончил полный курс Кодокана со вторым даном. О чём как о сенсации писали тогда все японские газеты в статьях с заголовками о том, что, дескать, "русский медведь", таки, добился своего!
А потом Василий Ощепков организовал первую в России секцию Дзюдо во Владивостоке.
В совершенстве зная японский и китайский языки, он выполнял, во время гражданской войны и после неё, разведывательные миссии в Китае, где, между делом, продолжал собирать эффективные боевые приёмы.
Переехав в Москву, в качестве переводчика генерального штаба Красной Армии, он стоял у истоков того, что в последствии стало называться ЦСКА и организовал там секцию Дзюдо. Которое даже вошло, с его методразработками, во II ступень ГТО (Готов к Труду и Обороне).
Была у него своя секция и в Государственном центральном институте физической культуры, где занимался и Анатолий Харлампиев, возглавивший развитие Самбо после войны.
А вот с другим корифеем - Виктором Афанасьевичем Спиридоновым отношения у Ощепкова как то не сложились - Спиридонов воспринимал его как конкурента. Впрочем, и "Динамо" - спортивное общество при НКВД - тоже традиционно конкурировало с армейцами. И я даже не хочу делать предположений, по чьему доносу Ощепков попал в тюрьму.
Хотя и у Спиридонова тоже не мало заслуг в создании Самбо.
Он не только адаптировал японскую Джиу-Джитсу под наши условия, отобрав из неё наиболее эффективные приёмы, но и собрал немало сведений об эффективных приёмах, используемых в криминальном мире.
И если какой нибудь блатной обещает вам, например, вырвать кадык, то это совсем не фигура речи, а как это делается вы можете не только прочесть но и увидеть на иллюстрациях в книгах Спиридонова, которые издавались, в своё время, под грифом "Для служебного пользования", а не так давно вышли в замечательной серии книг издательства "ФАЙР-ПРЕСС" - "Мастера единоборств. Из библиотеки А. А. Харлампиева", подготовленной к изданию Александром Харлампиевым.
Я собрал эту серию в своей библиотеке и всем интересующимся данной тематикой советую её прочесть. Отдельное удовольствие вы получите от языка той эпохи. Вообще, я люблю ретро - и книги тогдашние и фильмы о той эпохе, когда ещё была наивная вера в конечную победу над преступностью, которую считали наследием старого режима.