Найти в Дзене

I am so sorry и Хорошее отношение к лошадям

Англичане. Тема необъятная. Сколько написано и еще будет — об их чувстве юмора, метких ироничных фразах, особенной манере поведения. Внесу и я свои пять копеек. Расскажу об интересных случаях со мной и англичанами, моими знакомыми по бизнесу.

Дэвид

Отставной майор английских ВС, служил на Кипре и в Испании. С хорошим техническим образованием. Я с ним много контактировал по работе в IFS, он работал в IFS Defence (СП IFS и BAE Systems ) в польском офисе.

I am so sorry

Случай произошел в одну из поездок с сотрудниками корпорации «Иркут» в Брюссель на международную конференцию по системам технического обслуживания в авиации. С участием Дэвида, это была одна из первых его встреч с ними. В день прилета вечером встретились в лобби отеля, я представил российских участников, решили поужинать в баре отеля. Обстановка быстро стала неформальной, сразу нашли общий язык, несмотря на языковые проблемы. Слово за слово — вдруг Владимир, который был постарше Дэвида лет на 15, предложил: а давай, кто кого победит в армрестлинг? Сказано — сделано. Сели за отдельный маленький столик на двоих и начали состязание. Надо сказать, что Дэвид занимался регби, для понимающих больше говорить ничего не надо. Тем не менее он проиграл, вернее дал выиграть Владимиру. «Я видел, что моему сопернику так хотелось выиграть», объяснил он мне потом. Да, и я это заметил. Но рассказываю я не об этом. В процессе борьбы они сломали стол! Он был достаточно хлипенький, обычный стол в пабе, на одной ножке. И не выдержал усилий наших борцов, раздался треск, и крышка стола сильно покосилась. Подошел официант, нерадостный. «I am sorry, I am so sorry» - это было все, что сказал ему Дэвид. Правда, сказал так, как это умеют говорить только англичане. Официант мрачно кивнул и ушел, ничего не сказав.

О Путине

Начало 2000-ых, примерно 2002-2003. Сидим вдвоем в баре разговариваем о том, о сем. Конечно, зашел разговор и о политике, о ситуации в России. В то время далеко не всем нравилось то, что и как делает Путин, тем более, что в России были сильны прозападные СМИ. Укрепление государства — то, чем занимался Путин, воспринималось как ущемление «демократии», вольницы, к которой привыкли олигархи. Тем интереснее было мнение Дэвида, четкое и ясное: «Ты что, Леонид! Путин делает все правильно». Разумный западный человек правильно все понимал. Уж он-то точно никаких пропутинских СМИ не читал!

О военной технике

На одной из выставок военной техники в России хожу с Дэвидом, идем мимо танка. Я спрашиваю Дэвида: «Тебе, наверное, интересно. Не хочешь ознакомиться подробнее?» Дэвид посмотрел на меня и сказал отстраненно и как-то устало: «Леонид, ты бы знал, сколько я времени убил, изучая вашу военную технику, все ее характеристики».

Салон в Ле Бурже

Авиасалон — это впечатляющее мероприятие: территория огромная, народу толпы, система безопасности жесткая, везде досмотры, проверки. Мне тоже надо было попасть на территорию, а если ты не сотрудник одной из крупных фирм-участников со специальным бэджем, но надо отстоять длинную (на полчаса минимум) очередь. Встретились с Дэвидом в гостинице, чтобы ехать в Ле Бурже. «О смотри, автобусик BAE Systems . Сейчас я с ними договорюсь, быстрее доедем ». В нем ехали летчики и технический персонал. Я выразил сомнение: «Пустят ли?» - «Без проблем». Точно, так я и въехал на территорию как сотрудник крупнейшей английской корпорации по производству вооружения. Без всяких досмотров и проверок.

Универсальный сигнал

Каждый год компания IFS CEE отмечала начало нового года, так называемой встречей kick-off, общим собранием всех сотрудников . Стандартная практика для западных компаний: подвести итоги, отметить лучших, наметить новые цели. Ну и, конечно, главное - неформальная часть, живое общение. В нашем случае собирались сотрудники компании из разных стран восточной Европы, где были офисы IFS . В этот раз отмечали где-то за Краковом , в горах, а улетать мы были должны из Варшавы. Дэвид был на машине (Ягуаре) и предложил нас, русских, подвести до Варшавы, он жил там. Я сел рядом с ним. Дорога длинная, рассуждаем о жизни. Вдруг смотрю встречная машина мигает, за ней следующая. «Дэвид», говорю, «в России — это точно предупреждение, что впереди стоят ГАИшники. Думаю, и в Польше так же». Дэвид сначала не поверил, сказал, что у них в Англии так не делают. Однако, затем на всякий случай скорость снизил, но не совсем. Польский ГАИшник его тормознул, но мы на скорости далеко за него проехали. Он взглянул на Дэвида, который вышел из машины посмотреть, что да как, распознал иностранцев и обреченно махнул рукой: проезжайте.

Тосты за королеву и Путина

Геленджик, авиасалон, начало сентября. Неформальное общение с российскими авиационными специалистами, естественно, с местным вином и местными же закусками. Дэвид — один иностранец в нашей компании. После пары часов общения за столом со многими тостами спросили у Дэвида, как они пьют за королеву. Он провозгласил тост, все встали и выпили. После этого Дэвид сказал: «Давайте и за вашего лидера, за Путина». Тоже встали и выпили с Дэвидом. Все, кроме одного нашего: «А я за Путина пить не буду!» Такая вот история.

То самое вино

Приехали мы с Дэвидом на встречу с Air Astana, предлагать им информационную систему для обслуживания авиапарка. Он прилетел раньше, договорились встретиться с ним в гостинице. Лето, Алма-Ата, хорошая гостиница. Дэвид сидит на улице среди деревьев за столиком, с бутылкой вина. Приглашает: «Садись, Леонид». Наливает бокал. Вино белое, испанское, Vi ña Sol. «Знаешь, это вино было у меня на свадьбе. С тех пор, если оно есть, я его всегда заказываю». Выпили. Сентиментальность англичан тоже известна, со времени свадьбы прошло лет 12.

Джон

Хорошее отношение к лошадям

Джон работал какое-то время в лондонском офисе SA, в конце 90-х — начале 2000-х. Высокий, сухощавый, всегда безукоризненно одет. Вспоминаю один случай. Перед основной презентацией компании для потенциальных заказчиков, накануне, в день приезда, устроили короткую ознакомительную встречу: представиться, обсудить программу, выслушать пожелания по важным темам с тем, чтобы не тратить время на эти вопросы завтра. Джон представлял остальных участников и мимоходом сказал, что сегодня встреча неформальная, а вот завтра «он наденет костюм», буквально так. Почувствовав удивленные взгляды потенциальных заказчиков, это были сотрудники казахстанского банка — Джон был в деловом пиджаке и хорошо подобранных к пиджаку элегантных брюках, в галстуке — он прокомментировал: «Это мой костюм для поездок (travel attire) ».

Сама история с Джоном в Москве. Как всегда в бизнесе половина общения происходит в ресторанах. Человек приехал в Москву, один, что ему делать вечером? Как принимающая сторона, понимаешь: не бросать же его одного. Значит, после деловых переговоров приглашаешь его в ресторан. Были, конечно, и варианты с ночными клубами, но к тому времени, начало 2000-х, потихоньку сходили на нет. В любом случае, рестораны — более универсальный выбор, на любую компанию.

В то время какие только рестораны не открывались в Москве. Я попросил своего секретаря Лену найти какой-нибудь новый, интересный. Она сказала: вот рекомендуют «Тамерлан», на Остоженке. Ресторан был действительно оригинальным — монгольская кухня: выбираешь ингредиенты и тебе жарят на жаровнях, как бы на щитах во время походов. Сказать, что сильно вкусно — не могу, но оригинально, ресторан года два был популярен. Один из деликатесов — конина. Помимо баранины и телятины. Предлагаю Джону попробовать. Он: «Я не ем лошадей, я на них езжу верхом» - «Ну и что, на тех ездишь, а этих попробуешь» - «Нет, Леонид! Как я могу. Вот вернусь в Англию, подойду к своей лошади, а она посмотрит на меня выразительно: зачем ты съел мою сестру?» Такие вот они англичане. Правда, Дэвид, наверное, на лошадях не ездил, в Казахстане казы ел с удовольствием.