Давайте, дорогие читатели, откроем книгу Дмитрия Сергеевича Лихачёва, мудрого, терпеливого, бесконечно интеллигентного человека, "Письма о добром и прекрасном", и попробуем взглянуть на его мысли из нашего прекрасного и ужасного сегодня, примерить его выводы к себе.
Книга изначально была адресована молодым читателям, но по-моему она может быть актуальна и востребована людьми разных поколений.
Итак, берём в руки маленькую книжечку в коричневой обложке. Дмитрий Сергеевич Лихачёв, "Письма о добром и прекрасном", М., "Детская литература", 1989.
"Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом - любовь к своей стране, во втором - ненависть ко всем другим" (Письмо третье. "Самое большое"). Сразу возникают резонные вопросы. Участник "Русских маршей" - патриот? Сторонник "Русского мира", поехавший в ОРДЛО пострелять в "хохлов" - патриот? Проклинающий "бандерлогов", "жидов", "армяшек", "азеров", "чурок", "узкоглазых", "гейропейцев" и "пиндосов" и при этом бухающий за "можем повторить" и повязывающий собачке на ошейник георгиевскую ленту - патриот?
"В общем-то, излишняя обидчивость - признак недостатка ума или какой-то закомплексованности. Будьте умны" (Письмо девятое. "когда следует обижаться?"). Не буду прибегать к иносказаниям и гиперболам, а прямо напомню о реакции телепропагандистов на известную реплику 78-летнего американца в адрес 68-летнего россиянина. О нехватке у них ума, об их комплексах, об их моральном уродстве я говорю со времён падения стен Иерихона...
"Я не люблю смотреть телевизионные передачи". Без комментариев)))
"А зло в человеке всегда связано с непониманием другого человека, с мучительным чувством зависти, с ещё более мучительным чувством недоброжелательности, с недовольством своим положением в обществе, с вечной, съедающей человека злобой, разочарованием в жизни. Злой человек казнит себя своею злобою. Он погружает во тьму прежде всего самого себя" (Письмо тридцать второе. "Понимать искусство"). Вот это Дмитрий Сергеевич буквально у меня "снял с языка". Только немного иначе сформулировал. Я бы сформулировала ещё чуть короче. А именно так. Свою ущербность, свои комплексы и фобии, своё моральное и духовное несовершенство можно преодолевать, изживать, чтобы стать добрее, умнее, лучше, а можно культивировать, воспевать, гордиться им, и оправдывать этим свою злобу и зависть, называя её разными красивыми словами вроде "духовных скреп", "особого пути", "суверенной демократии", "вставания с колен".
"Память противостоит уничтожающей силе времени" (Письмо сороковое. "О памяти"). Индивидуальная память - да, в некоторых конкретных счастливых случаях. Память же коллективную замусоривают, загаживают, забивают хламом и идеологическими отходами так, чтобы сделать народ манипулируемым, легко управляемым, легко направляемым в нужную бенефициарам сторону. Вот напишет "историк"-плагиатор господин Мединский, обнаруживший у русского человека лишнюю хромосому (причина синдрома Дауна, если что...), единый учебник истории, в котором ангелоподобный Иван Грозный и нежный и ласковы дедушка Сталин будут со своей сковородки благословлять равноапостольного Михал Иваныча, и так русским духом в исторической науке и образовании запахнет, что никакие освежители воздуха не помогут...
Не хочется заканчивать на откровенно минорной ноте. Давайте готовиться к худшему, но при этом продолжать надеяться на лучшее. Ведь скоро лето, и снова можно будет на даче (если её четвёртый год подряд не утопят Зейская и Бурейская ГЭС) кушать ягоды прямо с грядки, слушать птичек, любоваться смешными крысятами и паучатами, сводить с ума окружающее население красными и леопардовыми купальниками...
Всем добра! И не забудьте выключить телевизор.