"Был культ, но была и личность"
Эти слова писателя Михаила Шолохова вспомнились мне, когда я случайно прочитал в интернете выступление Иосифа Сталина в ноябре 1937 года накануне 20-летия Великой Октябрьской революции.
Приведу цитату из этой речи.
«Хочу сказать несколько слов, может быть, не праздничных. Русские цари сделали много плохого. Они грабили и порабощали народ. Они вели войны и захватывали территории в интересах помещиков. Но они сделали одно хорошее дело — сколотили огромное государство, до Камчатки. Мы получили в наследство это государство. И впервые мы, большевики, сплотили и укрепили это государство как единое, неделимое государство не в интересах помещиков и капиталистов, а в пользу трудящихся, всех народов, составляющих это государство. Мы объединили государство таким образом, что каждая часть, которая была бы оторвана от общего социалистического государства, не только нанесла бы ущерб последнему, но и не могла бы существовать самостоятельно и неизбежно попала бы в Чужую кабалу.»
Глава партии большевиков понимает, что государство создается столетиями и форма правления при этом не имеет значения и надо укреплять и беречь то, что создано предыдущими поколениями.
Нет пророков в своем отечестве сказано в Евангелии от Матфея. А мне показалось, что вопреки христианской мудрости вождь народов выступил тогда как настоящий пророк, обращаясь к будущим поколениям.
Теперь, спустя почти 85 лет после его слов, с удивлением видишь, что созданные при развале Советского Союза государства действительно не могут существовать самостоятельно и тот ущерб, который они причинили и себе, и метрополии, оказался настолько невосполнимым, что ни одному из них в будущем не суждено обладать такой мощью и такой харизмой, какие были в империи, именуемой СССР. .
«Поэтому каждый, кто пытается разрушить это единство социалистического государства, кто стремится к отделению от него отд. части и национальности, он враг, заклятый враг государства народов СССР. И мы будем уничтожать каждого такого врага, был бы он и старым большевиком, мы будем уничтожать весь его род, его семью. Каждого, кто своими действиями и мыслями, да, и мыслями, покушается на единство социалистического государства, беспощадно будем уничтожать. За уничтожение всех врагов до конца, их самих, их рода!»,- поднял тогда тост хозяин страны.
Эти страшные слова прозвучали в конце страшного 1937 года как бы объясняя причину внутреннего террора, направленного на искоренение всяких забугорных веяний.
Только недавно отгромыхала гражданская война, отменили военный коммунизм, страна вошла в индустриализацию и завершила коллективизацию сельского хозяйства.
Все эти этапы потребовали от народа колоссальных жертв и небывалого испытания.
Как-то режиссер Карэн Шахназаров образно заметил, что партия большевиков, а затем коммунистов, несмотря на свою абсолютную власть в стране и видимое единство, тем не менее была «многоподъездной», то есть в ней были группы людей со своими интересами и взглядами, которые не всегда внутренне соглашались с генеральной линией Сталина, о чем он по-видимому знал или догадывался.
Никакие заслуги перед страной и обществом не засчитывались, если люди, даже старые большевики, могли каким-либо образом покуситься на единство социалистического государства.
Краеугольным камнем незыблемой политики с ее ошибками, отклонениями и победами, было сохранение государства, как бы оно не называлось, переданное предками своим наследникам.
Социализм Иосифа Сталина и социализм Леонида Брежнева были абсолютно разными системами, упакованными в одну идеологическую упряжку.
Страна неминуемо шла к осуществлению прав и свобод граждан, предусмотренных Декларацией от 1948 года, которую подписал Советский Союз.
И если бы в 1991 году Советский Союз сохранился с таким образованным народом, без цензуры, «железного занавеса», с равенством общественной и частной собственности, с развитием современных технологий и неисчерпаемыми природными богатствами, то в мирном соревновании США сегодня превратились бы в обычную региональную державу, которой она была до второй мировой войны.
Говорят, что Дэн Сяопин, посылая танки против восставших студентов на площади Тяньаньмэнь в 1989 году, плакал, понимая, что многие молодые китайцы будут убиты.
Теперь же, когда удалось сохранить единство материкового Китая, государство вытащило из нищеты почти миллиард своих сограждан и стало то ли первой, то ли второй экономикой мира.
У нас же, к сожалению, не нашелся свой Дэн Сяопин.
Я не хочу здесь и сейчас оценивать личные качества Иосифа Сталина.
Когда прикасаешься к той эпохе кажется, что ты приоткрываешь крышку рояля с белыми и черными клавишами.
Я уверен, что никто из нас не хочет возврата судейских троек, посылавших миллионы людей в жуткие лагеря, наличие «железного занавеса» и других «прелестей» сталинского режима.
Но почему-то глубинная память народа постоянно выдвигает Иосифа Сталина в тройку самых выдающихся людей 20 века.
И когда невольно задаешься вопросом, а стоило ли столько человеческих жертв того, чтобы в конце концов оказаться без войны на руинах «государства народов СССР», то горечь от внутреннего предательства зажравшейся элиты подступает к горлу каждого, кто понимает, что мы потеряли.
А когда я слышу о безусловном исполнении мертворожденных минских соглашениях, которые грозят Донбассу десятилетиями нищеты, безнадеги и вечной войны, я понимаю, что уроки истории нас ничему не учат.
Во всяком случае Иосиф Сталин не заключил бы их с потерпевшим поражение врагом, который благодаря им отряхнулся, ожил, оклемался, охамел и открыто называет твою страну агрессором и врагом и предоставляет свое небо и свою территорию войскам НАТО для полного окружения страны.
Наверное, вот эта непреклонная государственная позиция Иосифа Сталина, несмотря на пережитые народом страдания в период его правления, инстинктивно заставляет народ видеть в нем личность народного заступника. ,
Чеканные слова Иосифа Сталина, словно подкованные сапоги и сегодня поражают своей энергетикой, ясностью, отсутствием пафоса и непреклонностью, когда дело касается судьбы страны