Найти тему

Третья неделя Великого поста – Крестопоклонная

Вот в таком виде с 1894 и до 8 марта 1917 г. (когда Церковь перестала поминать Царя за Божественной Литургией) читался Тропарь Кресту Господню и молитва за Царя и Отечество. В России в период христианской монархии пели: благочестивому императору нашему (имя). После прекращения христианской государственности тропарь изменился: православным христианом. Современные греки, несмотря на то, что в 1974 г. было упразднено Королевство Эллинов, сохраняют византийский текст этого тропаря, испрашивая «победы царям на варваров».
Вот в таком виде с 1894 и до 8 марта 1917 г. (когда Церковь перестала поминать Царя за Божественной Литургией) читался Тропарь Кресту Господню и молитва за Царя и Отечество. В России в период христианской монархии пели: благочестивому императору нашему (имя). После прекращения христианской государственности тропарь изменился: православным христианом. Современные греки, несмотря на то, что в 1974 г. было упразднено Королевство Эллинов, сохраняют византийский текст этого тропаря, испрашивая «победы царям на варваров».

В слове «Почему с молитвами Животворящему Кресту соединяются молитвы о Царях», святитель Иоанн (Максимович) говорит:

«Православная Церковь… всегда возносила моление Богу, чтобы сила крестная помогала уповающим на крест царям. Службы святому Кресту по средам и пятницам, в кои дни воспоминаются страдания Христовы, и в другие праздники Животворящего Креста полны таких молений… Замечательно, что многие из сих песнопений написаны святыми Отцами, которые сами жестоко страдали от царей-иконоборцев; они не прекращали моления за царей, твердо веря, что после злых царей будут и цари благочестивые. Не изменяли те молитвы православные греки и южные славяне и находясь под властью турок или чужеземных властей…

Какой же смысл имеет моление о царях в молитвах святому Кресту, когда какой-либо народ не имеет своего Православного Царя?

… при произношении молитв о царях мы молимся не только о нынешних царях, но и будущих православных Царях, ибо по толкованию святого Иоанна Златоуста православные Государи будут держать власть до пришествия антихриста… Вот почему Церковь Православная не перестает молиться «победы благоверным царем на вопротивныя даруя». Слова сии находятся в молитве Животворящему Кресту, которая особенно часто употребляется…

В России и некоторых других славянских странах в ту молитву вставляли и имя царствовавшего Государя, но основное содержание ее всегда оставалось неизменным и подлинным текстом, тем, что написали святые Отцы:

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы благоверным царем на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство ».

(Блаженный Святитель Иоанн Чудотворец. Почему с молитвами Животворящему Кресту соединяются молитвы о Царях//Предварительные сведения о жизни и чудесах архиепископа Иоанна (Максимовича). Богословские труды. Составители иеромонах Серафим (Роуз) и игумен Герман (Подмошенский), Российское Отделение Валаамского общества Америки, М., 2003, – с. 808 — 810) .

Воскресенье Третьей недели Великого поста в Православной Церкви носит название Крестопоклонной недели. Накануне вечером на Всенощном бдении в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень – напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого священники и прихожане храма совершают перед крестом три поклона. При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим ». Это песнопение поется и на Литургии вместо Трисвятого.

Крест выносится верующим для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста .