Германия вступила в готический период феодально раздробленной страной. Это был промежуток, когда традиционные королевские, императорские и княжеские режимы правления полностью изжили себя и пришли в упадок. Города объединялись в союзы на равных условиях: Ганноверский союз (90 северных городов, начало XIII века), Рейнский союз (50 западных городов, 1254). В связи с этим федеральное значение каждого отдельного населенного пункта многократно возрастало.
Немецкие города, их церкви и соборы, ратуши и часовни стали крупнейшими национальными центрами развития готического искусства. Культура Позднего Средневековья в самом сердце Западной Европы формировалась под влиянием наследия Франции. Для германской готической архитектуры раннего и центрального периодов характерно серьезное тяготение к предшественнику - романскому стилю.
Северная Германия положила начало особой кирпичной готике. Причина оригинального решения в подборе материалов банальна: в регионах оказалось слишком мало подходящего камня, поэтому его пришлось смешивать с наскоро приготовленными по специальному рецепту кирпичами всевозможных форм. Фасады зданий щедро декорированы цветными плитками, покрытыми глазурью.
Образец «кирпичной» готики - фасад церкви при монастыре в Корине (Бранденбург, 1275-1334). Время пощадило лишь западный фасад сооружения, который создает ощущение стабильности, устойчивости, визуальной простоты и симметрии христианского здания.
Яркий пример готической германской архитектуры - знаменитый Кельнский собор. Сооружение строилось очень долго: начавшись в XIII веке (1248), оно продолжалось около шестисот лет и завершилось в середине XIX столетия. Такое растяжение процесса случилось, поскольку в самый разгар работ были утеряны чертежи и прочая важная документация. Завершить начатое средневековыми мастерами смогли лишь специалисты Нового времени.
Кельнский собор славится на весь мир своими многочисленными декоративными элементами, в том числе тонкой ажурной резьбой, центральным стрельчатым окном, двухъярусными наружными арками и шпилями по всему периметру. Здание получилось парадное, торжественное, декоративное как снаружи, так и внутри.
Скульптура в Германии в готический период, равно как и в предшествующий ему романский, чаще всего венчала интерьеры церквей и соборов. У фасадов статуи устанавливались значительно реже, это были единичные случаи. Многие позднесредневековые германские христианские сооружения снаружи вообще не декорированы скульптурами. Среди знаменитых примеров таких построек - церковь Святой Елизаветы в Марбурге и собор в Лимбурге.
Типовая скульптурная группа раннего готического периода в Германии - «Золотые ворота» церкви Святой Марии в Саксонии (Фрейнберг). Сооружение появилось в XIII веке. Громкое название оно получило в честь позолоченных рельефов и скульптуры на портале.
На скульптурные композиции Германии, как и на архитектуру, существенное влияние оказало грандиозное творческое наследие Франции, где готический период в изобразительном искусстве прошел несколько раньше. Особенности национального немецкого стиля мастерам удалось воплотить в статуях собора в Бамберге, прежде всего, в фигуре Всадника. Эта скульптура до сих пор окружена тайнами, легендами и загадками. Так, до сих пор не удалось выяснить, кто именно сидит верхом на коне. Среди наиболее популярных вариантов историки искусства называют императора Оттона, короля Карла Великого, а также некоего абстрактного идеального воина-христианина.
Еще один яркий пример немецкой скульптуры раннего готического периода - композиция у северного портала магдебургского собора (1240-1250). Группа представляет собой иллюстрации евангельской притчи о мудрых и неразумных девах. Пять плачущих и пять смеющихся молодых женщин высечены их мрамора так, что их позы и выражения лиц отражают все оттенки человеческих чувств.
Первая немецкая светская скульптура появилась также в Магдебурге. Это памятник, посвященный императору Оттону I , основавшему город в середине Средневековья. Величественный, гордый рыцарь восседает на коне под резным балдахином. Статуя считается первым артефактом, сооруженным специально для публичного ознакомления, рассчитанным на круговой осмотр. Действительно, история подтверждает, что она на протяжении многих сотен лет неизменно привлекает внимание миллионов ценителей Прекрасного со всего мира.
Интерес вызывают рельефы в нюрнбергском соборе. Это один из памятников изобразительного искусства Германии XII века, первый пример многоплановой композиции. В отличие от скульптурных композиций романского периода, где было принято располагать фигуры одну над другой, здесь изображения визуально удаляются вглубь пространства, как бы заслоняя друг друга.
Основной темой рельефных композиций были сцены из Евангелия: «Рождество Христово», «Тайная вечеря», «Христос перед Пилатом», «Распятие», «Отречение апостола Петра», «Вознесение», «Предательство Иуды» и т.д. Важно отметить, что германские мастера впервые воплотили сюжеты Нового Завета в рельефных изображениях. Им удалось передать легендарные картины максимально просто и естественно.
Немецкая средневековая живопись готического периода - это, главным образом, витражи и книжная миниатюра. Среди памятников искусства выделяются иллюстрации к «Рукописи Манессе» (первая половина XIV века). Изображения включают сцены охоты, рыцарских турниров, балов и прочих массовых мероприятий.
Источник: http://artrepriza.ru/mem/2152-iskusstvo-srednevekovya-chast-dvadcat-tretya.html