Все предприниматели сталкиваются с трудностями, и далеко не каждый бизнес выживает. Встает трудный выбор - продолжать или вовремя закрывать, чтобы не нести убытки? А что делать потом?
Сегодня на моем канале история бесстрашной девушки Цыми, которая бросила вызов кризису и сумела трансформировать свой бизнес, когда обстоятельства выстроились против нее, а деньги на развитие закончились. История участвует в моем конкурсе - Хочу и Буду, и будет озвучена от первого лица.
Начало бизнеса по продаже товаров из Китая
Свой путь в бизнесе я начала в 2013 году в родном городе, Улан-Удэ. Начала с банального – создала группу Вконтакте и стала продавать женскую одежду из Китая. Начинала с малого, с нескольких платьев с Али экспресс, но постепенно дело разрослось. И уже через год у меня был партнер и двое помощников. Всё-таки стабильные были времена, без кризисов и серьезных экономических катаклизмов. Доллар стоил 35 руб, курс юаня – около 5 руб. Запомните эти цифры, это важно.
В 2014 году к нам обращались покупатели и, если не находили что-то подходящее из наличия, просили привезти что-то из Китая под заказ. Когда количество таких обращений стало увеличиваться, то мы стали изучать вопрос быстрой доставки из Китая в Россию. Изучили, собрали первые заказы, доставили, раздали. Это мне очень понравилось, потому что не надо держать товар в наличии, не замораживаются деньги в складских остатках, да и сам склад особо не нужен.
Переезд в Москву - амбициозные планы и вера в светлое будущее
Следом за идеей работать с Китаем под заказ пришла другая идея – я захотела переехать в Москву. Ведь в Москве гораздо больше денег, клиентов, возможностей для развития бизнеса, а еще можно учиться. Это сейчас можно быстро получить любые знания в любой точке мира, просто купив онлайн-курс. А тогда сфера онлайн-образования была в самом зачатке, и те крохи знаний, которые доставались регионам, меня не устраивали. Я хотела построить основательный бизнес по доставке грузов из Китая и понимала, что в Улан-Удэ это будет непросто. И в августе 2014 года я засобиралась в Москву.
Сразу по приезду в Москву я начала активно действовать. Я записалась на бизнес-тренинг, чтобы учиться делать бизнес правильно, параллельно активно общалась с людьми оттуда. Так я начала обрастать связями и нашла первых клиентов на доставку из Китая. И вроде бы всё шло хорошо, за 2,5 месяца я неплохо прокачалась в продвижении бизнеса в интернете, осваивала контекстную рекламу, создала сайт для своей микро-логистической компании и работала с клиентами. Ничто не предвещало беды…
И потом я совершила ошибку, которая дорого мне обошлась
В октябре я решила рискнуть и вложиться в свою квалификацию. Я пошла на дорогущие курсы по таможенному делу. По моим расчетам это помогло бы увеличить средний чек сделки и добавить “веса” моей новорожденной компании. Как же я потом жалела об этом рискованном решении после.
Начало ноября. Я сижу на занятии, постигаю гранит таможенного дела, изучаю нюансы официального оформления грузов. И решила заглянуть в Яндекс и проверить почту. Мой взгляд падает на строчку с курсами валют и я вижу, что курс доллара резко вырос. А раз вырос доллар, значит и вырос юань. И значит все текущие сделки необходимо пересчитывать и заново вести переговоры с клиентами. С этого дня я каждый день пристально наблюдала за тем, как курсы валют быстро двигаются вверх. К концу ноября доллар стоил 50 руб, а юань – 8 рублей, и часть моих клиентов просто “смотала удочки” до лучших времен. Они или забрали деньги, или заморозили сделки.
Рост курса валют фактически уничтожил мой бизнес
В декабре ситуация стала еще хуже. Юань уже перевалил за 10 руб, что в два раза выше курса, по которому я привыкла работать. А в Маньчжурии (приграничный с Россией китайский город) курс достигал 15 руб за 1 юань. И у меня слился последний клиент, ведь теперь товар стоил уже в два раза дороже, из-за роста курса валют. А новых клиентов теперь уже не найти, потому что все боялись связываться с товарами из-за границы.
Всё, что мне удалось накопить в Улан-Удэ и в первые месяцы жизни в Москве, разлетелось всего за один месяц. Часть денег ушло на выплаты за невыполненные обязательства, часть – на мое проживание в Москве, еще часть – на перекрытие курсовой разницы для клиентов, чьи заказы были в уже в работе. А всё из-за того, что я упустила кое-какие важные моменты в договорах. Раньше это казалось неважным, но в тех условиях эти, казалось бы, незначительные промахи стоили мне дорого.
Нет заказов – нет денег – нет перспектив – бизнес, который только вставал на ноги, обрушился как подкошенный
Новый 2015 год я встречала в одиночестве, не смогла уехать в Улан-Удэ к родителям, потому что денег не было даже на продукты. Так что вместо праздничного стола в кругу близких у меня была только пачка сигарет, руины моих надежд и мрачные мысли о будущем. А еще я очень жалела о бесполезно потраченных деньгах на обучение, они бы мне тогда очень пригодились. Квартира была оплачена до 15 января, а как дальше жить, я не представляла. Я была одна в Москве, без поддержки близких и без финансовых перспектив.
В новогодние праздники я много думала, даже полезла на Superjob и HH.ru, подумывала устроиться на работу, чтобы как-то выгрести из сложившейся ситуации. Но за квартиру нужно было платить уже совсем скоро, а история с поиском работы в кризис могла бы затянуться на неопределенный срок.
Один клиент, который изменил все
В один из грустных вечеров сразу после Нового года, мне вспомнился один странный клиент из Улан-Удэ. Почему странный, а потому что я занималась женской одеждой и целевой аудиторией были девушки. А тут пришел мужчина лет 45 в рабочей одежде и спросил меня: “Вы же из Китая не только одежду можете заказать? Мне нужна подводная видеокамера, чтобы рыбу ловить”. Я удивилась такому странному заказу, но пообещала попробовать. В итоге с очередной партией шмоток мы привезли ему эту камеру. Клиент радовался своей уникальной игрушке как ребенок и убежал хвастаться новым гаджетом перед друзьями-рыбаками.
Спустя пару недель он пришел опять, с не менее странной просьбой. В руках он держал листок бумаги, на котором очень плохим принтером было напечатано изображение человека в шаре. Примерно так это выглядело, только представьте это в ужасном черно-белом цвете с не пропечатанными местами.
Я такое видела в первый раз, а клиент сам не знал, что это. Но очень хотел купить несколько таких штук, чтобы выезжать на природу и устраивать потешные бои с друзьями.
Почти месяц я и мой партнер рыскали по всем китайским торговым площадкам, пока не нашли этот товар. Узнали, что этот шар называется "бампербол". Мы заказали для нашего странного клиента 4 таких шара. Когда груз приехал, он чуть до потолка не прыгал от радости и довольный убежал к друзьям готовиться к битве в шарах.
Этот шар оказался классной бизнес-идеей
И вот сидя на кухне в съемной квартире в Москве, я вспомнила этого клиента и этот странный товар. Тут же открыла ноутбук и пошла мониторить Яндекс вордстат на эту тему. Оказалось, что аттракционы с бамперболами довольно популярны в Америке и благодаря вирусным роликам в ютубе о футболе в смешных шарах узнали и в России. Но в нашей стране не было ни одного поставщика бамперболов. Люди просто не знали, где их брать и как купить. И меня осенило!
А ведь у нас уже есть поставщик, проверенный, у которого точно хороший товар. Я быстро списалась с поставщиком, запросила прайсы и начала считать расходы по доставке из Китая. И оказалось, что цена на бамперболы, даже с учетом высоченного курса юаня, очень даже приемлемая.
Настолько приемлемая, что я еще могла хорошо накинуть сверху и придумать гибкую систему скидок для клиентов. Весь вечер я просидела с калькулятором и прайсами, пока не составила ассортимент с ценами в рублях и скидочной политикой.
На следующий день я сделала простой лендинг на конструкторе сайтов, благо был бесплатный тестовый период. И еще через день я как смогла запустила контекстную рекламу, вложив туда последную тысячу рублей.
Я просто нашла то, чего нет на нашем рынке, но на что потенциально есть спрос
Спустя два дня мне прилетает звонок из Нижнего Новгорода, потенциальный клиент на бамперболы. И 15 января, в день оплаты аренды, мы подписали с ним договор на 250 тыс руб на поставку 12 бамперболов и я получаю полную предоплату. Кстати, клиента устраивали мои условия, что придется внести стоимость полностью и подождать, пока шары приедут из Китая, потому что других поставщиков на рынке не было. Это была большая победа для меня!
В итоге за первые 5 месяцев 2015 года я заработала около 500 тыс.руб. на товарном бизнесе, просто запустив уникальный товар, спрос на который только формировался и ниша была пустая. Спустя полгода после кризисного декабря клиенты, которым была нужна доставка из Китая, адаптировались, и логистический бизнес продолжил свое существование. Потихоньку всё наладилось.
Что дальше? Я пробую себя в новом деле, которое мне нравится больше
Кстати логистикой я занималась до конца 2019 года. Хоть это дело никогда не было моим любимым, но оно мне многое дало. Определенно бизнес в этой сфере и ситуации, как в этой истории, сделали меня лучше и сильнее, как предпринимателя и как личность. Я уже не боюсь резких поворотов судьбы, не боюсь упасть и сломаться, не тревожусь о том, что не смогу найти решение. Выход находится из любых трудностей, если его хорошенько поискать.
Сейчас же я нашла себя в другом деле – я много пишу, веду канал на Дзене Цыми про саморазвитие, где рассказываю о личностном росте и делюсь ценными техниками, и занимаюсь маркетингом образовательных программ. Надеюсь, вам понравилась моя история и может быть она кого-то вдохновит не опускать руки и не отчаиваться. Верьте в себя, верьте в свои силы, у пусть у вас всё получится.
Я желаю Цыми успехов, а начинающим предпринимателям - не отчаиваться, если что-то идет не так. Кризис - это время для возможностей. Иногда правильнее закрыть свой бизнес, иногда - попробовать что-то совершенно новое, главное - правильно рассчитать свои силы и возможности.
Пишите в комментариях, сталкивались ли с чем-то подобным - когда заканчивались деньги из-за проблем в бизнесе или с работой? Как справлялись с трудными ситуациями?
Если вам понравилась моя статья, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал ЗДЕСЬ, чтобы не пропустить новые публикации!