В Петербурге немало памятных мест, связанных с историей рок-музыки и отдельных исполнителей. Достаточно вспомнить легендарную «Камчатку», ленинградский рок-клуб, арт-центр на Пушкинской 10 и Центр Курёхина. Имеют ли такие памятные места официальный статус? Кто заинтересован в их сохранении? Давайте разбираться.
Рок-культура и отдельные её представители редко получают официальное признание, выражающееся в сохранении памяти на государственном уровне. Как правило, инициатива в создании памятников и музеев исходит от поклонников и членов семьи музыканта.
Таким образом, значительная часть памятных мест имеет неофициальный статус, что создает сложности в их признании и сохранении. Ключевым фактором в таких случаях становится известность как объекта, так и музыканта, к которому сохраняемый объект имеет непосредственное отношение. И, конечно же, решающим в таких вопросах становится общественный резонанс.
Именно так удалось сохранить дом Янки Дягилевой в Новосибирске, клуб-музей «Камчатка» в Петербурге, создать несколько музеев Александра Башлачева в Череповце и т.д. Это происходит, когда инициатива снизу находит поддержку местных властей. Но такие случаи – скорее, исключение.
Чаще мы видим примеры неформальной мемориализации: стены памяти, граффити, арт-объекты и т.д. Они могут быть местом встреч поклонников музыканта на протяжении многих лет и являться неофициальной городской достопримечательностью. Однако рано или поздно встает вопрос о сносе таких импровизированных памятников, и, несмотря на общественный резонанс, власти расценивают эти неформальные достопримечательности как незаконные, следовательно, подлежащие демонтажу. Так, например, граффити-портрет Виктора Цоя в Петербурге был закрашен коммунальщиками. Впрочем, поклонники создают новые памятные места взамен разрушенных.
Сложнее дело обстоит с частными коллекциями и попытками создания музеев. Они редко выходят на профессиональный уровень. Гораздо успешнее в этом плане можно считать выставочные проекты художественных музеев, посвященные истории рок-музыки, например, выставки работ фотографов. А вот частная инициатива в большинстве случаев не получает должной поддержки и развития как со стороны властей, так и со стороны музейного сообщества. Собственно музейная работа в таких учреждениях практически не ведется, они становятся лишь местом встреч поклонников.
Как видим, процесс мемориализации рок-культуры в нашей стране пока еще находится в стадии зарождения. Основные мероприятия памятного характера проводятся стихийно силами поклонников и родственников музыкантов и не всегда находят поддержку властей. Существуют отдельные примеры музеев, памятных мест и культурных центров, которые можно считать наиболее успешными и известными, а также выставочные проекты крупных музеев.
Как вы относитесь к сохранению памяти о рок-музыкантах? В какой форме (памятники, музеи, выставки) это лучше делать?