Первичный импульс большого взрыва первых дней творения закончился с началом нашей эры. Человек смотрелся в зеркало мира. Отражающая поверхность была мутна, но кое‑что разглядеть было можно.
Напрягая взор, человек пытался понять и объяснить происходящее вокруг. В проступающем образе он всё больше и больше узнавал свои собственные черты. Антропоморфные формы входили в моду. Абстрактные понятия уходили в тень сознания. Человеку стало казаться, что между ним и богами нет никакой принципиальной разницы.
Пройдет совсем немного времени, и братья Стругацкие напишут роман «Трудно быть богом». Правда, до этого колесу истории ещё предстояло покружиться. Как говорится: «Москва не сразу строилась». Что правда, то правда: точно – не сразу!
Сотрудники Института альтернативной истории в романе Стругацких действуют на другой планете. Они внедрены во все слои общества, но не могут вмешиваться в ход истории насильственными методами. Их задача – предотвратить братьев по разуму от ошибок, которые совершили земляне.
Средневековое общество инопланетян разделено на богатую элиту и нищий плебс. Враждующие кланы плетут интриги. Лозунг правителей – «Нам не нужны умные, нам нужны верные». «Шибко умные» подвергаются гонениям.
Попытка главного героя «помочь советом» проваливается. В стране происходит переворот во славу самых низменных сил. Возлюбленная главного героя погибает. Главный герой, забыв о «не убий», берется за оружие и… оказывается эвакуированным обратно на Землю. «Трудно быть богом».
Казалось бы – «просто наблюдать» – не работает. Это не совсем так.
Аркадий Стругацкий учился там же, где и автор данного повествования – в Военном институте иностранных языков. Аркадий закончил ВИИЯ с японским и английским. На кафедре дальневосточных языков всегда висел его портрет.
Талантливым авторам не откажешь в способности предвосхитить моменты, которые сейчас, спустя полвека после написания романа, – выплыли наружу.
Однако, гуманитарии – удивительные люди. Они настолько уверены, что гармония важнее алгебры, что даже философию окрестили царицей наук. Естествознание не всегда представляет интерес для гуманитариев.
Примерно за 30 лет до того времени, как Стругацкие написали «Трудно быть богом», Вернер Гейзенберг сформулировал принцип неопределенности, позже названный его именем. Согласно этому принципу – присутствие наблюдателя влияет на результат измерения.
Работники торговли! Не верьте, когда вам говорят: «Просто посмотреть!»
Просто посмотреть – не бывает. Красота – во взгляде, музыка – в слухе, а сладость – в обонянии.
Повторяйте слово «халва» как можно чаще. Обязательно станет слаще, если вам, конечно, не противопоказано сладкое. Например, по причине диабета. Да и вообще, народная мудрость гласит: «Из за стола надо вставать с легким чувством голода».
И не из‑за стола – тоже. Чтобы на следующий раз осталось!