Найти в Дзене
ЮК "ЭЛИТПРАВО"

Начислили посмертно

Цинизм банков порой не знает границ. В Новокуйбышевске один из них попытался «погреть руки» за счёт наследника своего клиента, умершего… несколько лет назад. И лишь благодаря помощи, оказанной юридической компанией «Элитправо», этого не произошло.
В июне 2016 года местный житель Григорий Глебов (имя и фамилия изменены) заключил с одним из коммерческих учреждений договор, по которому получил

Цинизм банков порой не знает границ. В Новокуйбышевске один из них попытался «погреть руки» за счёт наследника своего клиента, умершего… несколько лет назад. И лишь благодаря помощи, оказанной юридической компанией «Элитправо», этого не произошло.

В июне 2016 года местный житель Григорий Глебов (имя и фамилия изменены) заключил с одним из коммерческих учреждений договор, по которому получил кредит в размере 462 тысячи рублей сроком на пять лет. Однако в связи с возникшими финансовыми трудностями в первые месяцы не внёс ни один платёж. А 4 декабря 2016 года скончался.

О смерти заёмщика банк узнал спустя месяц. Тем не менее, никаких шагов по возврату средств предпринимать не стал. И только в июле 2020 года, по прошествии четырёх (!) лет, обратился в Новокуйбышевский городской суд с исковым заявлением, в котором попросил установить круг наследников и взыскать с них задолженность по кредитному договору. Причём не только основную сумму долга, но и проценты за пользование кредитом за эти четыре года, в общей сложности более 643 тысяч рублей. Вероятно, по логике банка, человек умер, но продолжал пользоваться заёмными средствами после смерти!

Вступивший в права наследования сын заёмщика, который даже не знал об этом кредите, и представляющий его интересы в суде Андрей Кожеваткин с суммой исковых требований не согласились, посчитали их незаконными и необоснованно завышенными. По мнению стороны ответчика, кредитор злоупотребил своими правами. В частности, он вправе был затребовать страховую выплату в счёт погашения долга по кредиту, поскольку это классический страховой случай. А получив отказ на возмещение, мог воспользоваться своим правом на взыскание данной суммы в претензионном или судебном порядке. Но вместо этого без уважительных причин, зная о смерти заёмщика, не предъявив требований к наследнику, четыре года «тихой сапой» начислял проценты за пользование кредитом. Чтобы потом «предъявить счёт» по полной программе. В итоге «накапало», помимо суммы основного долга, 206 тысяч рублей. По мнению ответчика, начисленные проценты незаконные и взысканию не подлежат.

Кроме того, сторона ответчика просила снизить сумму основного долга, исключив период с 28 декабря 2016 года по 28 июля 2017-го, в связи с тем, что срок исковой давности по этому периоду истёк.

Изучив материалы, суд признал возражения ответчика обоснованными. В частности, он сослался на Постановление Пленума Верховного совета Российской Федерации от 29 мая 20212 года №9 «О судебной практике по делам о наследовании». Из разъяснений в этом документе следует, что к фактам злоупотребления правом относятся, в том числе, случаи «намеренного без уважительных причин длительного не предъявления кредитором, осведомлённым о смерти наследодателя, требований об исполнении обязательств, вытекающих из заключённого им кредитного договора, к наследникам, которым не было известно о его заключении». В этих случаях суд отказывает во взыскании процентов за весь период со дня открытия наследства. Поскольку наследники не должны отвечать за неблагоприятные последствия, наступившие вследствие недобросовестных действий со стороны кредитора.

В итоге суд решил: исковые требования банка о взыскании задолженности по кредитному договору удовлетворить частично. В выплате процентов отказать. Период с 28 декабря 2016 года по 28 июля 2017-го из расчётов исключить. Взыскать с Григория Глебова в пользу коммерческого учреждения 392 тысячи 396 рублей. По итогам судебных заседаний удалось снизить от суммы исковых требований в пользу Наследника сумму в размере 249 604 рубля.

Ставте лайк и следите за нашими новостями