Найти тему
cybersport

Созданный быть забытым — обзор фильма «NAVI. Рожденные побеждать»

29 марта авторы медиаресурса Cybersport.ru посмотрели в кинотеатре документальную картину «NAVI. Рожденные побеждать». Для максимально объективной оценки фильм отправились смотреть сразу два человека. Один из них долгие годы следит за CS:GO и прекрасно знает, кто такие Natus Vincere и чем они знамениты. Знания второго в этой области, наоборот, ограничивались именем Александра s1mple Костылева и словом «хедшот», зато за его плечами можно насчитать десятки кинорецензий. Их впечатления от первого фильма о киберспорте, попавшего в массовый прокат, — в материале Cybersport.ru.

«Весь сюжет ленты можно уместить примерно в десять минут»

NAVI. В короткой аббревиатуре из четырех букв скрывается история со множеством взлетов и падений, за которой миллионы фанатов по всему миру следят с огромным интересом. Одним из главных достижений за последние годы в истории команды стал турнир в Катовице в 2020-м, и по заявке документалка «NAVI. Рожденные побеждать» была о непростом пути к победе. На деле… что ж, давайте обо всем по порядку.

Прежде чем приступить к разбору фильма, сделаю небольшой дисклеймер: я почти не разбираюсь в киберспорте, зато более трех лет профессионально занимался рецензированием кино — с этой стороны и буду оценивать «NAVI. Рожденные побеждать». Как смотрится эта документалка с точки зрения поклонника киберспорта, немного ниже расскажет мой коллега.

Конечно, я слышал о Natus Vincere и пусть поверхностно, но знаком с составом по CS:GO. Не будучи фанатом спорта в принципе, я ничего не знаю о достижениях этой команды и её провалах, поэтому просмотр фильма казался неплохой точкой входа : документалки в свое время помогли мне чуть лучше разобраться в некоторых видах спорта и, например, хип-хопе, который мне никогда не нравился. Надеялся на подобное и здесь.

Режиссер фильма Лейла Недорослева ранее успела отметиться малоизвестной мелодрамой «Свет мой», снятой в соавторстве с заслуженным деятелем искусств РФ Эльёром Ишмухамедовым, и несколькими документалками. В их число вошла и картина о баскетболе «Два — четыре — шесть», за которую режиссер получила престижную награду LA Film Festival. На первый взгляд, к фильму о NAVI это не имеет никакого отношения, но стоит отметить особенности монтажа той картины, перекочевавшие и в новинку о NAVI: кадры с гаитянскими баскетболистами, которым посвящен фильм, в «Два — четыре — шесть» активно чередуются с панорамными съемками американских пейзажей и бедных районов Гаити. Запомните этот момент.

Но перейдем к фильму. События картины стартуют с зарождения состава по CS 1.6 и первых побед команды . Рассказывается это крайне лаконично — желтыми буквами на фоне футажей с турниров, явно взятых с YouTube. Качество видео временами удручает крупной пикселизацией, зато в противовес четкостью радуют снятые для фильма кадры с явной претензией на художественность: то и дело камера цепляет крупные планы лиц в полумраке или на макро снимает руки киберспортсменов. Не обошлось и без «говорящих голов» в кадре: то и дело ситуацию комментируют игроки текущего состава , в первую очередь Кирилл Boombl4 Михайлов, Денис electronic Шарипов и Егор flamie Васильев. Реже — Александр s1mple Костылев и Илья Perfecto Залуцкий.

Ожидания от фильма были вполне конкретными: в духе жанра от режиссера требовалось рассказать о достижениях, подмонтировать футажи с турниров, плюс сопроводить это цитатами атлетов и причастных к команде людей, выстроить нарратив. Недорослева же избрала другой путь, ранее сработавший с документалкой о баскетболе, и сняла почти художественную картину о команде и ее жизни, созданную по лекалам фильма о гаитянских андердогах. Вот только выбранный стиль подачи слабо вяжется с историей парней, заработавших неплохие деньги на крупных турнирах — пусть даже у них и не всегда все получалось побеждать.

Если в «Два — четыре — шесть» такой монтаж, в котором сцены из матчей сменялись кадрами, демонстрирующими нищету, казался уместным, то видеть, как смерть в игре Даниила Zeus Тесленко сменяется видами на «Москва-Сити», кажется скорее издевкой в духе «Комнаты» Томми Вайсо . Да и в целом снимать про киберспорт по лекалам документалки о баскетболе кажется спорным решением: вместо нормальных хайлайтов из игр в кадр попадают скоростные нарезки убийств, занимающие от силы пару секунд каждое. Понять, что происходит, удается не всегда: за счет очень быстрой смены кадров отследить, выигрывает команда или нет, иногда непросто. На помощь приходят вставки с эмоциями игроков, вмонтированные где-то между кадрами из матча, но и они не всегда спасают ситуацию.

Куда большую проблему составляет тот факт, что фильм не способен выдать связный нарратив . Один из немногих действительно проработанных моментов — первый уход Zeus из состава: ситуацию хорошо освещают изнутри, сопровождают комментариями игроков, что дает конкретное представление о случившемся. Того же не сказать о других эпизодах: некоторые истории вроде встречи Boombl4 с фанатами во дворе своего дома появляются из ниоткуда и ведут в никуда, а, казалось бы, важная для сюжета история о том, что flamie рано потерял родителей, обрывается на полуслове . Можно предположить, что это болезненная тема для игрока, но зачем тогда вообще вставлять ее в фильм?

И если встречи с фанатами, коих в фильме аж две, еще можно оправдать тем, что таким образом показывается эмоциональная сторона команды и неподдельный интерес аудитории к ее участникам, то многочисленные вставки с видами городов, заборов, столбов и железнодорожных станций не назвать иначе, чем искусственным растягиванием хронометража. Оно здесь не то чтобы сильно нужно: стоит продемонстрировать сцены подготовки к турнирам или показать какие-то моменты из внутренней кухни — и картина уже станет куда живее. Вместо этого зрителям демонстрируют какие-то странные сцены : в одной команда пытается понять, где чьи наушники, а в другой спортсмены спорят, чей бургер остался на кухне. Такие ситуации можно было бы как-то интересно встроить в основное повествование, но вместо этого они просто повисают в воздухе, так ни к чему и не приходя .

Совсем уж смешно выглядит финальная сцена с, казалось бы, главным событием фильма — победой на IEM Katowice 2020. В зале я был с коллегой Александром Flash1k Чербаевым, который в шутку сказал: «Смотри внимательнее, а то победу пропустишь». Фраза оказалась пророческой: вместо демонстрации хоть какого-то хода турнира почти сразу после пролета камеры над польскими улочками последовало… объявление о победе NAVI. Никакой интриги, никакого подогрева — просто короткий факт, который занял в хронометраже меньше времени, чем встреча игроков со случайным фанатом на улице в одной из сцен. Почему все выстроено именно так — очень большая загадка.

Важно отметить и то, что без комментариев коллеги о происходящем я бы не понял решительно ничего. Фильм не способен передать трудный путь, который NAVI прошли перед этой победой. Он не показывает рост игроков над собой. Он, черт возьми, вообще ничего не показывает: весь сюжет почти 50-минутной ленты можно уместить примерно в десять без каких-либо потерь .

Кому может понравиться «NAVI. Рожденные побеждать» — вопрос очень и очень большой. Для передачи эмоций куда лучше посмотреть хайлайты или нарезки с турниров с живыми эмоциями игроков и зрителей. Для понимания истории, как ни смешно, больше может дать даже «Википедия» — проверено лично . А взглянуть на виды Москвы или s1mple, едущего за рулем своей тачки под рэпчик, — ради этого ли стоит идти на документалку о команде? В итоге все, что остается, — смотреть с грустью на пустой зал (мы пошли на обычный сеанс и увидели всего двух зрителей) и задаваться вопросом, когда уже сможет выйти что-то, что позволит простым незаинтересованным зрителям понять суть киберспорта. «NAVI. Рожденные побеждать» на это, к сожалению, не претендует. Хочется верить, что о команде все же снимут что-то еще — ее история достойна нормальной экранизации .