Легкий танк Т-60 на себе испытал всю тяжесть сражений еще с осени 1941, но сегодня об этом танке почти не вспоминают.
Этот танк самый быстро спроектированный в мире. Его приняли на вооружение в кратчайшие сроки и с самого начала планировали выпускать тысячами, чтобы покрыть потребности всех фронтов и военных округов СССР. Советское руководство возлагало на Т-60 большие надежды, а немцы прозвали его «неистребимой саранчой», потому что они при наступлении шли в первых рядах, быстро гибли, а на их месте сразу появлялись новые.
В начале войны СССР сделал ставку на лёгкие танки не потому, что производить их было проще и дешевле, а потому, что главным родом войск считалась пехота, а лёгкие танки способствовали ее эффективному применению. Немцы пошли другим путем, у них была концепция стального кулака – мощные механизированные соединения наносили основной удар.
Т-60 был прост, как три копейки, надежен, как винтовка Мосина. Легендарный конструктор Николай Александрович Астров, который вел разработки отечественных лёгких танков 1941 году, на фоне катастрофической нехватки военной техники предложил модернизировать и улучшить свою хорошо отработанную конструкцию. Кремль тут же откликнулся, на завод приехал Малышев зампред Совнаркома, который предложение одобрил, но предложил заменить пулемет на пушку. И за две недели из плавающего танка Т-40 появился сухопутный Т-60.
Конструктор усилили лобовую броню и увеличили угол ее наклона. После дополнительного бронирования лоб танка стал 35 мм, башня 35 мм, борта 15 мм, а дно 10 мм. Вместо ДШК в башню установили модернизированную автоматическую авиационную 20-мм пушку. Ее ствол дополнительно защищался броневым кожухом. Рядом был установлен пулемет ДТ. Пушка не было мощной, но с задачей поддержки пехоты справлялась хорошо. На все проектно-конструкторские работы ушло 9 дней – мировой рекорд. В сентябре 1941 года первые Т-60 сошли с конвейера.
На танк устанавливали карбюраторный ГАЗовский 6-цилиндровый рядный двигатель. Его дефорсировали с 85 до 70 л. с. для увеличения моторесурса. По инструкции запускать двигатель полагалось рукояткой, а слабый и не надежный стартер использовался для запуска «горячего» двигателя во время боя. Топливо располагалось сзади за стенкой, что повышало выживаемость экипажа.
У Т-60 насчитывалось почти 300 вариантов комплектации. Каждый из четырех заводов, которые занимались производством этого танка что -то добавлял, изменял и переделывал. Ни один танк не может похвастаться таким разнообразием во внешнем виде. В 1942 году танк стали выпускать с дополнительной лобовой защитой, которая добавила 10 мм брони и почти тонну к общей массе. Испытания показали отличные результаты. Скорость и расход топлива практически не изменились и усиленная защита пошла в серию.
В 1942 году на собранные эвакуированными в Сибирь детьми деньги был выпущен Т-60, получивший название «Малютка». Механиком-водителем этого танка стала девушка небольшого роста – Екатерина Петлюк, у которой тоже было прозвище «Малютка». Вскоре это прозвище приклеилось и к остальным танкам этой модели.
Главной боевой операцией Т-60 стал прорыв блокады Ленинграда. Их переправляли в блокадный город на баржах между кучами угля. Такие баржи курсировали по Ладоге регулярно, не вызывая у немцев особого интереса, и редко обстреливались. Из переправленных «Малюток» сформировали танковую бригаду, которая сыграла важную роль в прорыве блокады.
Советские заводы производили Т-60 в течение полутора лет, за это время было выпущено почти 6 тысяч танков, которые проявили себя с наилучшей стороны.
Если статья для Вас оказалась интересной, полезной или просто помогла скоротать время ставьте лайки, оставляйте комментарии, делитесь в соцсетях, подписывайтесь на канал.