Найти тему

БАНКОВСКИЙ НАДЗОР И РЕГУЛИРОВАНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ

Банковское регулирование и банковский надзор – функции Банка России. Задачами регулирования и надзора в банковском секторе являются поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов и (или) установленных Банком России индивидуальных предельных значений обязательных нормативов. Банк России осуществляет анализ деятельности банковских холдингов и использует полученную информацию для целей банковского надзора за кредитными организациями и банковскими группами, входящими в банковские холдинги.

Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Регулирующие и надзорные функции Банка России, установленные настоящим Федеральным законом, осуществляются через действующий на постоянной основе орган - Комитет банковского надзора, объединяющий руководителей структурных подразделений Банка России, обеспечивающих выполнение его надзорных функций.

Положение о Комитете банковского надзора и его структура утверждаются Советом директоров.

Руководитель Комитета банковского надзора назначается Председателем Банка России из числа членов Совета директоров.

Банк России определяет в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»:

· обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций;

· нормативы бухгалтерского учета и отчетности;

· правила организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации.

Кроме того, ЦБ устанавливает следующие финансовые нормативы для кредитных организаций:

· предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала;

· максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных;

· максимальный размер крупных кредитных рисков;

· нормативы ликвидности кредитной организации;

· нормативы достаточности собственных средств (капитала);

· размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;

· минимальный размер резервов, создаваемых под риски;

· нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц (не более 25% от собственных средств);

· максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией или банковской группой своим участникам (акционерам).

Базовые нормативы прописаны в федеральном законе: максимальный размер риска на одного заемщика не может превышать 25% размера собственных средств банка. Максимальный размер крупных кредитных рисков (сумма кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного заемщика, составляющая более 5% средств) должен быть не больше 800% от капитала. Банк не может вкладывать более 25% своих собственных средств в акции и доли других юридических лиц. Максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией своим участникам (акционерам), ограничен 50%. Остальные нормативные показатели определяются Банком России самостоятельно.

Для контроля соблюдения законов и нормативов ЦБ наделен правом проведения проверок кредитных организаций, по результатам которых он может применять следующие санкции:

· взыскать с кредитной организации штраф до 1% от уставного капитала;

· потребовать осуществления мероприятий по ее финансовому оздоровлению, в том числе изменения структуры активов, замены руководителей, осуществления реорганизации;

· изменить на срок до шести месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;

· ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, а также на открытие филиалов на срок до одного года;

· назначить временную администрацию на срок до шести месяцев;

· ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации;

· предложить учредителям увеличить размер собственных средств кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение обязательных нормативов.

Высшей мерой наказания для банка, которую может применить ЦБ, является отзыв лицензии, за ним должна последовать ликвидация банка.

Кроме того, в ряде случаев Банк России может направить в кредитную организацию своего уполномоченного представителя.

В прошедшем 2016 г. Банком России была проведена значительная работа в области банковского регулирования. К наиболее значимым изменениям и достижениям в этой сфере следует отнести:

· высшую оценку российского регулирования банковских рисков на соответствие стандартам Базельского комитета, впервые полученную по программе RCAP;

· в целом успешное прохождение очередной оценки на соответствие базельским принципам основополагающего банковского надзора по программе FSAP;

· подготовку российского банковского сектора к введению пропорционального регулирования;

· разработку пруденциальных подходов, направленных на недопущение схемного формирования капитала;

· подготовку к переходу на новый механизм финансового оздоровления;

· подготовку и внедрение норматива Н25 – максимального риска на связанных с банком лиц. Об этих и других результатах работы Банка России по совершенствованию и развитию банковского регулирования идет речь в данной статье.

В 2017 г. будет продолжена работа по следующим направлениям:

· предполагается установить обязанность кредитных организаций осуществлять банковские операции и другие сделки со связанными с ней лицами (группой связанных лиц) на рыночных условиях, сопоставимых с условиями соответствующих банковских операций и сделок с лицами, не являющимися связанными с кредитной организацией;

· планируется расширить полномочия Банка России по использованию мотивированного суждения в банковском надзоре в соответствии с международными стандартами, а также определить меры воздействия, решение о применении которых может быть принято Банком России на основании обоснованного предположения о наличии рисков в деятельности кредитной организации;

· дальнейшее развитие получит законодательство, регулирующее вопросы потребительского кредитования. Банк России подготовит предложения по устранению недостатков, выявленных в ходе практики применения Федерального за- кона «О потребительском кредите (займе)».

Внедрение новых стандартов Базеля III

В нормативных актах Банка России реализованы требования базельских стандартов, внедрение которых обусловлено исполнением Российской Федерацией своих обязательств, взятых в рамках членства в «Группе 20», а также членства Банка России в БКБН. Реализация Банком России стандартов БКБН осуществляется в рамках согласованного на международном уровне графика их внедрения в полном объеме. В наступившем году Банк России планирует реализовать следующие базельские стандарты: В части регулирования достаточности капитала:

· требования к достаточности капитала в части долевых инвестиций банков в инвестиционные фонды , предусматривающие применение нового под- хода к оценке вложений в фонды с учетом информации, раскрываемой управляющей компанией о структуре конечных объектов вложений фонда;

· требования к достаточности капитала для покрытия риска на центральных контрагентов, предусматривающие применение нового порядка расчета риска по требованиям к центральному контрагенту;

· стандартизованный подход к оценке кредитного риска контрагента, предусматривающий применение нового порядка оценки кредитного риска по производным финансовым инструментам в целях расчета нормативов достаточности капитала и риска концентрации.

Будет продолжена работа по снижению зависимости от внешних рейтингов в регулировании, в том числе в части регулирования рыночного риска. В отношении регулирования рыночного риска планируется также уточнение отдельных аспектов новых (вступивших в силу для российских банков с 2016 г.) подходов по мере накопления практики их применения, в том числе с учетом значительного числа подготовленных ответов на часто задаваемые вопросы по данной теме, размещенных в июле 2016 г. на интернет-сайте Банка России.